Фото Иры Полярной / facebook.com/premiya.castadiva/
Несмотря ни на что культурно-концертная жизнь продолжает выживать. Вручение элитной оперной премии Casta Diva – из числа долгожданных у меломанов – традиционно состоялось в октябре. Премия создана в 1996 году знаменитым оперным критиком Михаилом Мугинштейном, автором единственной в России оперной энциклопедии. Ее вручение сопровождается гала-концертом, программа которого всегда подобранна с большим вкусом. Не стал исключением и октябрь 2020.
Концерт в Новой Опере собрал лучших отечественных (в ситуации с закрытыми границами иное было невозможно) певцов. Был представлен разнообразный репертуар от знаменитых хитов, таких как ария Эболи из «Дона Карлоса» Верди, до редких оперных красот, на радость искушенным гурманам. Так, Екатерина Петрова (солистка театра Новая Опера, два года назад дебютировавшая в Большом театре) с изящной легкостью исполнила арию Элен из оперы Бриттена «Питер Граймс».
Концерт символично открывала культовая ария Нормы - Casta Diva - в исполнении Елены Стихиной. Ее сопрано качественно и красиво звучит как в партиях бельканто, так и Вагнера (хотя бытует мнение, что Вагнер - это тоже бельканто). Несмотря на то, что после ее участия в конкурсе Operalia Елена стала часто выступать в оперных театрах Европы и Америки, именно в 2019-м ее международная карьера вышла на новый уровень. Она впервые выступила на Зальцбургском фестивале в заглавной партии оперы «Медея» Керубини. Этот факт не обошло стороной жюри премии, и Елена стала победительницей в номинации «Взлет».
Жюри, председателем которого в 2019 стала знаменитый специалист по музыкальному театру Елена Третьякова, объявило победителей ещё в марте, когда весь театральный мир столицы переживал свой первый (и хочется верить все-таки последний) карантин. Певицей года 2019 была признана меццо-сопрано Екатерина Губанова. Это певица с большой европейской карьерой, которая уже в 2005 за исполнение партии Брангены в «Тристане и Изольде» в Париже была высоко оценена европейской критикой и стала постоянной гостьей лучших мировых театров. В гала-концерте Екатерина исполнила знаменитую сцену смерти Изольды, а также арию Эболи из оперы Верди «Дон Карлос», и сочетание такого сложного репертуара достойно восхищения. Певцом года 2019 был признан бас-баритон Евгений Никитин. Служение в Мариинском театре на рассвете европейской экспансии Валерия Гергиева и крепкий вагнеровский голос подарили Евгению путевку на лучшие оперные сцены. Теперь это один из самых достойных вагнеровских певцов мировой оперы с 20-летней международной карьерой. Евгений спел заглавную партию в «Летучем голландце» в последней премьере Метрополитен опера и именно с ним 14 марта планировалась (но не состоялась) прямая кинотрансляция из Нью Йорка. Символично, что впервые Москва услышала его Голландца именно на вручении премии Casta Diva. А в знаменитом дуэте с Сентой компанию Никитину составила Елена Стихина.
Событием года названа постановка оперы Питера Этвеша «Три сестры» театром «Урал Опера балет». Эта Чеховская драма в музыке была написана венгерским композитором в 1997, в 2019 впервые прозвучала в России, безусловно став знаковым событием сезона. Спектаклем года 2019 (совместная постановка) признан «Похождения повесы» Игоря Стравинского, продукция Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и фестиваля в Экс-ан-Провансе. Копродукция московского театра со знаменитым оперным фестивалем, безусловно, уже событие, результат интеграции отечественного оперного искусства в мировое, что и отметило жюри.
Лучшей оригинальной постановкой 2019 года признан спектакль театра Новая Опера «Поругание Лукреции» Бенджамина Бриттена в постановке Екатерины Одеговой. Сюжет о добродетельной римлянке, доведенной до самоубийства, вслед за историком Тацитом вписан в мировую культуру Овидием, Данте, Рембрантом и Тицианом. Бриттен почувствовал в этом тексте многомерность, экзистенциональную глубину. Вечный конфликт полов, в котором любовь может оказаться жестокостью, а жестокость любовью, поданный через призму 20 вековой христианской культуры – тема, близкая режиссеру своей неоднозначностью (а однозначности в современном усложненном человеческом сознании быть не может). В поиске ответа на вечные вопросы, в попытке распутать культурные нити сюжета, Екатерина только добавляет сложности, прекращая историю в притчу, восхищая бесконечностью тайны. Этот спектакль - гимн непостижимости мира, история о том, как беспомощен разум перед чувственностью, как беспомощны мы в своих попытках понимания бесконечности.
Специальной премией жюри была отмечена мировая премьера оперы Александра Вустина «Влюбленный дьявол», поставленная в МАМТе под музыкальным руководством Владимира Юровского. Вустин - композитор поколения, которое откровенно находилось в тени предыдущего. Послевоенный авангард в лице Шнитке и Губайдулиной при всех трагических трудностях становления задали колоссальную планку своим последователям и до сих пор не слишком уступают места в концертных программах. Постановка «Влюбленного дьявола» - историческое событие. Она позволила впервые услышать композитору – как оказалось, незадолго до трагического ухода из жизни - на сцене свой труд
Casta Diva - единственная оперная премия России, рассматривающая события в мире оперного искусства в международном контексте. Помимо традиционных номинаций, премию получают лучшие зарубежные певцы и лучшее европейское событие. Лучшей зарубежной певицей 2019 признана немецкое сопрано Марлис Петерсон. В марте 2010 она смогла выучить одну из сложнейших партий - Офелию в опере Тома «Гамлет» всего за несколько дней, чтобы заменить внезапно заболевшую Натали Дессей, после чего ее карьера стремительно развивалась. Лучшим зарубежным певцом стал Кристофер Мальтман, выступивший на прошлогоднем Зальцбургском фестивале в заглавной партии в опере Джорджа Энеску «Эдип». Лучшим европейским событием был назван спектакль «Сказка о Царе Салтане» в постановке Дмитрия Чернякова (брюссельский театр Ла Монне), режиссера, в Европе давно ставшего «своим», чего не сказать о России. (Недавний «Садко» в Большом театре – первый спектакль Чернякова на родине за много лет). Кавалером Оперы 2019 назван живой классик немецкой режиссуры Ахим Фрайер. Его версия «Кольца Нибелунгов» по словам создателя премии Михаила Мугинштейна стоит в ряду прочтений вагнеровского полотна сразу после культовой постановки Патриса Шеро, начавшего своей версией «Кольца» в Байройте 1976 культурную революцию в оперной режиссуре.
Концерт вручения премии Casta Diva не изменил себе и традиционно оказался один из самых сильных по составу исполнителей, и по выбору программы в Москве. В концерте прозвучала знаменитая ария леди Макбет Верди в исполнении лауреата премии 2017 Натальи Мурадымовой, певицы с выдающимися природными вокальными данными, с редким счастливым сочетанием красоты и объема тембра. Прозвучал знаменитый романс Вертера Массне в исполнении солиста «Новой оперы» Хачатура Бадаляна. Французскую часть вечера дополнила застольная Гамлета из оперы Тома в исполнении Игоря Головатенко, приглашенного солистаБольшого театра и знаменитых европейских оперных домов. В 2018 он получил звание заслуженного артиста России и стал лауреатом премии Casta Diva. Головатенко питает большую любовь к французскому репертуару, свободно владеет языком, этой осенью стал участником французской версии «Дона Карлоса» на сцене Венской оперы вместе с Йонасом Кауфманом и Ильдаром Абдразаковым. В первом отделении концерта он также исполнил «Сон Франческо» из оперы Верди «Разбойники», никогда не звучавшей в Москве. В этой партии Головатенко дебютировал в Баварской опере весной этого года, и исполнение этой арии на вручении также добавило вокальному вечеру событийности.
Завершило концерт редкой красоты женское финальное трио из «Кавалера Розы» Рихарда Штрауса. В терцете, в котором героиня оперы нежно прощается с любовью и молодостью, звучат слова, хорошо подходящие к окончанию красивого и достойного концерта: «Это сон... это едва ли может быть правдой... но пусть он продолжается всегда».
комментарии(0)