Фото агентства городских новостей "Москва"
На пресс-конференции «Музеи Москвы во время пандемии: итоги и потери года» о потерях говорили уже не то что бы много. Видимо, руководители Пушкинского, Исторического, Еврейского музеев, Третьяковки и Музея Москвы устали считать убытки: музеи в городе за 2020-й – начало 2021 года закрыты 5 месяцев. Например, в ГМИИ количество посетителей в 2020-м против 2019-го сократилось в три раза: 500 тыс. человек против 1,5 млн. Директора отчитывались об онлайн-контенте, исследовательской, реставрационной работе, пытались строить планы – и в унисон просили открыть музеи как безопасные пространства, в которых соблюдены все требования Роспотребнадзора.
В смысле отчетов за год все оказалось неплохо – опять-таки, наверное, в силу того, что музейщики устали жаловаться. В то время как руководитель Пушкинского музея Марина Лошак рассказывала, что в смысле развития онлайн-контента ГМИИ обошел в этом году многие мировые институции, а директор Третьяковки Зельфира Трегулова говорила, что 155 тыс. подписчиков ГТГ на YouTube –«это больше, чем у многих ведущих музеев мира», руководитель Еврейского музея и Центра толерантности Александр Борода, конечно, тоже упомянув о цифровой жизни его институции, переставил акцент. Это все-таки образовательная или околомузейная деятельность, и, глядя на онлайн-проекты, «люди хотят прийти и увидеть это своими глазами». Закрытие музеев избыточно, особенно, по словам Александра Бороды, на второй, осенне-зимней стадии. Он и его коллеги просят не продлевать эту меру в период после 15 января.
В том, что касается деятельности, связанной с цифровизацией, напомнила руководитель Музея Москвы Анна Трапкова: количество просмотров онлайн-проектов нужно внести в госзадания, чтобы музеи могли включать эти показатели в отчеты. Понятно, что тема стала вновь актуальной в нынешнем году, в конце октября ее обсуждал Союз музеев России (см. «НГ» от 30.11.20), но, судя по всему, проблема до сих пор не решена.
Строить музейные планы в нынешних условиях – дело, конечно, рисковое. На подготовку сложных проектов уходит нескольких месяцев, а то и лет, а сейчас неизвестно, что будет в конце января. Часть выставок нынешнего года пришлось перенести на будущий (например, международный проект Третьяковки о романтизме в России и Германии, который с этой осени перенесся на весну 2021-го). О части экспозиций, открывшихся ровно перед вторым закрытием музеев, теперь нужно вести переговоры относительно возможности продления. Приуроченный к 100-летию ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) проект в Музее Москвы готовили в партнерстве с десятками музеев, других институций и коллекционеров. Выставка проработала три дня (после того как музей закрыл свои двери для публики, онлайн-программа собрала аудиторию в 70 тыс. человек) и по плану должна закрыться 7 февраля. Ее надеются продлить до середины апреля.
В Третьяковской галерее завершают монтаж большой ретроспективы авангардиста Роберта Фалька, работы для которой везут в том числе из Чехии и из Армении (в ее Национальной галерее, по словам Зельфиры Трегуловой, хранится «блистательная коллекция Фалька»). Кроме того, публику будут ждать графические выставки. С одной стороны, это приуроченная к 150-летию Александра Бенуа экспозиция «Александр Бенуа и его «Мир искусства». С другой, выставка библейских эскизов Александра Иванова. Из Петербурга в Москву (судя по словам Трегуловой, это будет обновленная версия выставки) переедет проект о кинетизме. А на осень в ГТГ готовят ретроспективу Михаила Врубеля.
О выставочных перспективах ГМИИ речь пойдет на отдельной пресс-конференции в начале недели, а пока Марина Лошак отвечала на вопрос о том, что музей сделает в память об Ирине Александровне Антоновой. Прежде всего ГМИИ обещает взять на себя заботу о ее сыне. Кроме того, будет учрежден Антоновский центр, который разместят в усадьбе Лопухиных, и помимо исследовательской работы и лекций (в том числе придуманных Антоновой лекций для людей так называемого третьего возраста) в нем займутся изучением архива легендарного директора, а потом президента Пушкинского музея. На фасаде ГМИИ появится мемориальная доска – ее надеются установить к 40-му дню с момента ухода Ирины Александровны.
В планах Исторического музея на 2021-й -– показ собрания придворного костюма из Эрмитажа, проекты «Викинги», «Железный век. Европа без границ», «гастроли» «Смолянок» Дмитрия Левицкого из Русского музея. А еще надеются привезти гравюры Дюрера из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии.
Ко Дню памяти жертв холокоста Еврейский музей откроет выставку «The Lonka Project. Человек под номером». В марте покажет «Маленькие шедевры» XIX-XX веков. Тогда же, по словам Александра Бороды, начнется реконструкция экспозиционного пространства музея: его, в частности, расширят, но главное – появится современная система климат-контроля, при которой здесь смогут принимать «произведения искусства самого высокого уровня».
К 125-летию Музея Москвы там, среди прочего, обновят постоянную экспозицию, издадут первый альбом по истории музея и сделают онлайн-проект. Помимо этого в филиале -– Центре Гиляровского – музей представит выставку «Миф о Сухаревой башне». Но в целом планировать трудно. У Музея Москвы, говорит Анна Трапкова, не так много партнеров, как у крупных институций, поэтому надежда на собственные заработки: «Открытие музеев – это в первую очередь внебюджетный доход». Тогда и можно будет говорить о планах.
комментарии(0)