Группа «Север-7» поздравляет лауреатов 2020 года. Кадр из трансляции XI церемонии вручения Премии им. Сергея Курехина
Вручать XI Премию Курехина планировали еще в конце апреля, но по понятным причинам церемония была перенесена и в итоге стала последним в этом году крупным арт-событием. Планы провести награждение на Мальцевском рынке отложили на будущий год. А пока церемония в жанре, обозначенном устроителями Lo-Poly Horror Movie, вертелась вокруг 3D-модели здания реконструируемого Центра Курехина на Васильевском острове, и основной идеей этого digital-действа, по словам организаторов, было «наивное и невинное Цифровое Воскрешение». У самой же премии появилась новая номинация – Science Art Project.
Возможно, периодическое подвисание трансляции, которому удивлялись зрители, – ирония судьбы (или устроителей церемонии?), ответ на нынешние времена вынужденной digital-активности, когда эмоции лауреатов идут не со сцены в зал, а транслируются через интернет. На все про все – неторопливый разгон и собственно озвучивание восьми номинаций – ушел всего час. Напомним, сейчас награда нашла героев 2019-го, а что художники сделали в нынешнем пандемийном, станет известно в 2021-м.
В новой номинации Science Art Project лучшим сочли ::vtol:: (Дмитрия Морозова) с проектом «Гость» – инсталляцию, «моделирующую момент «прибытия» метеоритов на Землю – практически неуловимую и редчайшую ситуацию». По словам художника, на создание этой работы его вдохновили фрагменты Сихотэ-Алиньского метеорита, упавшего на Дальнем Востоке в 1947 году. В начале этого года проект, первоначально показанный во Владивостоке, представляли в галерее «Треугольник» на Винзаводе, а в конце августа ему (как и всем остальным номинантам в этот раз – см. «НГ» от 25.08.20) дали премию «Инновация», так что он постоянно присутствовал в информационном пространстве.
«Лучшим кураторским проектом» названа «Новая антропология» куратора Ирины Актугановой и продюсера Анны Аполлоновой – экспозиция, созданная художниками и учеными для Музея науки при Институте физиологии имени И.П. Павлова в Колтушах (она в этом году тоже была отмечена «Инновацией»). «Город Ноль» группы «Куда бегут собаки» стал «Лучшим медиаобъектом». Уральский художник Красил Макар отмечен в категории «Искусство в общественном пространстве» за проекты 2017–2019 годов, то есть в каком-то смысле – за вклад в уличное искусство. Автор «Лучшего текста о современном искусстве» – Настасья Хрущева с книгой «Метамодерн в музыке и вокруг нее». В категории SKIF (музыкальный экспериментальный проект) отмечен Егор Забелов.
Серия Ольги Тобрелутс «Транскодер: до и после медиа в абстракции», основанная на перенесении в живопись трехмерного изображения, которое было сделано, как поясняет художница, в программе Maya (в итоге «код становится частью самой живописной картины»), – названа «Лучшим произведением визуального искусства». Ну, а Гран-при «Поп-Механика» отдали проекту Ника Хамова и Инженерного театра АХЕ «Фауст. Лабор».
В шуточной номинации этого года – для переживающих за победителей года – отмечали за «Коллективные переживания». Лауреатом стала группа «Север-7», номинированная на Премию Курехина за проект «Lost & Found North-7 Expedition»: он был подготовлен в 2019-м для антверпенского Музея современного искусства M HKA, а на Премию Курехина группа претендовала в категории «Лучшее произведение визуального искусства». «Планируем переживать и дальше. Потому что коллективно все-таки легче», – ответили «северяне». Что ж, актуально как никогда.
комментарии(0)