0
3932
Газета Культура Интернет-версия

28.03.2021 17:24:00

Кто не боится Вирджинии Вулф. Хореограф Кристиан Шпук поставил в Большом театре балет по роману "Орландо"

Тэги: большой театр, премьера, балет, хореография, кристиан шпук, орландо


большой театр, премьера, балет, хореография, кристиан шпук, орландо Ольга Смирнова (Орландо) и Семен Чудин (Елизавета I). Фото Натальи Вороновой/ Большой театр

Большой театр показал мировую премьеру. По заказу театра балет «Орландо», вдохновленный одноименным романом Вирджинии Вулф, поставил руководитель Балета Цюриха, известный москвичам хореограф Кристиан Шпук.

Два акта. Семь сцен с прологом. Семеро действующих лиц. Музыка пяти композиторов – от Михаила Глинки до Леры Ауэрбах. Плюс молитва «Под твою милость» в исполнении хоров имени Свешникова и Милославова (отчего-то предваряющая любовный дуэт Орландо и русской княжны Саши) и «Песнь из священной книги» в исполнении Ансамбля народных инструментов имени Гурджиева.

Кристиан Шпук полон противоречий. Настаивает на том, что роман одной из идеологов феминизма повествует отнюдь не о гендерных проблемах. Между тем первая же фраза либретто, написанного давним соратником хореографа Клаусом Шпаном, гласит: «Роман Вирджинии Вулф «Орландо» – это история мужчины, превратившегося в женщину…» Кроме того, вслед за автором романа автор его танцевальной версии заставляет своего героя до дна испить горькую чашу лишений и унижений, сопровождавших женщину в реалиях Англии XVIII века.

Во всех предпремьерных интервью Шпука читаем, что главная тема балета – поэзия, тайны творчества. Но на мысль о том, что герой имеет хоть какое-то отношение к сочинительству, зрителя могут натолкнуть разве что появляющиеся иногда на сцене книги да время от времени мелькающее в руке Орландо гусиное перо.

Шпук утверждает, что «старается найти различные вокабуляры, различные языки в хореографии», при этом пластика и мизансцена не только мало меняются в пределах данного спектакля, но со всей очевидностью отсылают и к другим его постановкам, например к «Реквиему» или к «Анне Карениной», которую в 2016 году хореограф перенес со своей сцены в Цюрихе на сцену Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Постановщик, по его словам, «использует балет, чтобы рассказать историю», а танец для него − «лучший способ визуализировать музыку». Однако история – это прежде всего сюжет, но его без помощи либретто и звучащих фрагментов романа уловить трудно. Что до визуализации музыки, то скорее она сама в прихотливом сочетании несочетаемого придает монотонному действу хоть сколько-нибудь красок и эмоциональности.

Но в чем Кристиан Шпук определенно последователен, так это в приверженности «мрачной романтике», в том, что «Орландо», как и большинство его постановок, «родом из темных миров». Действие, захватившее 350 лет, от XVII века до начала века XX, разворачивается в угрюмой атмосфере «черного кабинета». Выстроивший его сценограф Руфус Дидвишус на аксессуары скуп. Люстра на балу Елизаветы I, картонный макет города в сцене бунта турок в Константинополе, стая широко распахнувших крылья птиц в руках кордебалета, призванная, вероятно, символизировать свободу духа. И, конечно же, игрушечный самолетик в руках маленького сына Орландо – ровесника эпохи аэропланов.

Тем большей неожиданностью становятся фижмы, белоснежные камзолы и пудреные парики, волею художника по костюмам Эммы Райотт вклинившиеся в общий хмурый колорит с наступлением галантного века.

С не самыми привычными задачами столкнулись в этот раз артисты. На долю Семена Чудина, например, выпало две роли – королевы Елизаветы и возлюбленного Орландо – Шелмердина. Если в музыкальном подборе соседство Эдуарда Элгара, Филиппа Гласса, Елены Кац-Чернин с православными песнопениями или «Жаворонком» Глинки, само собой, позволило добиться искомой «контрастности», то в разработке характеров и эмоциональных состояний не все сложилось. Но только не у Дениса Савина. Его Николас Грин заставил подумать о том, каким поразительным лордом Генри мог бы он быть, если бы кто-то предоставил ему такую возможность, чудом найдя балетный эквивалент неподражаемому уайлдовскому «Дориану Грею».

Роль Орландо, по замыслу Кристиана Шпука, вне зависимости от того, мужчина он в данной сцене или женщина, исполняет балерина. В первом премьерном составе – Ольга Смирнова. Необыкновенно изящная (но совсем не по-«белофарфоровому»), с микронно-четкой прорисовкой красивых линий тела, умеющего дать зрителю почувствовать внутренний нерв, но ни в коем случае не неврастеничность. По природе присущая артистке некоторая отстраненность вне примитивного эротизма показалась убедительнее любых деклараций и поворотов сюжета в утверждении простой, но ни в какие эпохи не общеочевидной и так болезненно актуальной сегодня мысли: ценна человеческая единица. Личность. Вне зависимости от пола и чего бы то ни было еще. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
1715
Наше всё Юра Борисов

Наше всё Юра Борисов

Елизавета Авдошина

14 февраля в прокат выйдет фильм "Пророк. История Александра Пушкина"

0
2085
Андроид-компаньон устраивает бунт

Андроид-компаньон устраивает бунт

Наталия Григорьева

Парень настроил девушку под себя – и просчитался

0
3416
Итальянский режиссер оживил традицию

Итальянский режиссер оживил традицию

Марина Гайкович

Шаляпинский фестиваль в Казани открылся премьерой оперы "Кармен"

0
5712

Другие новости