0
4631
Газета Культура Интернет-версия

18.04.2021 16:33:00

В Музее-заповеднике "Царицыно" продолжается проект "Роман готического вкуса"

Птичий концерт: от ассамблеи к меланхолии

Тэги: выставка, царицыно, сергей хачатуров, птичий концерт, франс снейдерс


80-6-4480.jpg
Птицы метафорически выпорхнули
на свободу.   Фото автора
Кураторская эпопея Сергея Хачатурова «Роман готического вкуса» началась в «Царицыно» в конце 2016-го выставкой «Ожившая пьеса императрицы». За ней последовали проекты «Призрак-РыЦАРЬ» и «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня» (см. «НГ» от 06.08.18). Новый виток кураторских размышлений о древности и современности назван «Птичьим концертом» по картине Франса Снейдерса, а его жанр определен как выставка-перформанс.

Сергей Хачатуров – куратор и арт-критик, любящий музыку и театр. Его проекты – проекция его интересов вплоть до коллекционирования фигурок сов. Он микширует виды искусства и эпохи, опрокидывая их друг в друга и ища в современности отклик на древность: пышное барокко эпохи Снейдерса с удивлением смотрит в сегодняшнее кибербарокко, идеи античности с кинетическим фонтаном Герона Александрийского, включавшим птиц, – на избыточную, трешевую инсталляцию Петра Дьякова и Леонида Цхэ из группы «Север-7». Но как историк куратор остается верен этому самому изобразительному искусству, смелость сопоставлений не отменяет тактичного отношения к первоисточнику.

Танцуют от эрмитажного «Птичьего концерта» Снейдерса (появляется он, разумеется, в репродукции, встраиваясь в линию сопоставлений некоего воображаемого музея, где промелькнут и Босх, и Бойс). Живописец по-фламандски гедонистичных съестных лавок, Снейдерс был одним из тех, кто в окончательно структурировавшем живопись по жанрам XVII столетии увлекся анималистикой, в частности – птичьими концертами, чем спровоцировал интерес к этому сюжету среди современников. Обильный искусством век оставил потомкам много загадок и толкований. В эрмитажном объяснении картины сказано, что тема заимствована из басни Эзопа «Сова и птица», что в Средневековье она была перетолкована как религиозная аллегория – но Снейдерс эту линию не продолжил, а решил подивить публику «невероятным богатством пернатой фауны». В Прадо, где хранится еще два снейдеровских «Птичьих концерта», напротив, в подтексты верят. С одной стороны, говоря о религиозной аллегории, культе Богоматери птиц, утвердившемся с XIII века у францисканцев. С другой – об аллегории слуха и сове (она часто руководит собранием пернатых) как олицетворении этой аллегории, о птичьем пении как символической отсылке к гармонии мира природы, отсюда переходя к более широким аллюзиям на социальный и политический порядок. В теперешнем воображаемом музее птицы выпорхнули из клеток на свободу (и клетки остались артефактом заточения, отбрасывая на стену ажурные тени в «Каскаде птичьих клеток» работы Егора Кошелева), как выпорхнули из нее фантазии куратора и художников. Этот воображаемый музей здесь формируется из комнат «Ассамблея», «Кунсткамера», «Плен» и «Меланхолия». «Ассамблея» – «точка сборки», торжественное собрание всего и вся о птицах, от старинных (правда, не современных Снейдерсу) гравюр и фарфора до видеоперформанса – сделанной силами мастерской Виктора Рыжакова в декорациях царицынского парка вариации на тему чосеровского «Парламента птиц», где в День св. Валентина пернатые ищут себе пару. От сегодняшних вариаций на тему «птичьих» поговорок и полотен XVII века (напоминающая огромное оригами инсталляция Егора Плотникова «Каждая птица поет как умеет» отсылает и к нидерландской пословице, и к воспоминаниям о баснях Эзопа) до кураторского видеопослания (оно же выложено на музейном сайте), подробно толкующего работу фламандца и выставку в целом. В частности, возвращая разговор к францисканцам, Сергей Хачатуров вспоминает, что Снейдерс им благоволил, а благодаря ним (св. Франциск проповедовал птицам) птицы стали считаться «образом религиозного благочестия», а их концерты – «символом любви, гармонии и чистой молитвы».

В выставочном экскурсе, кунштюке, лабиринте мыслей, образов, рифм и аналогий к снейдерсовской теме сова – главный герой или по крайней мере непременный участник. У фламандца она была капельмейстером. У Плотникова, похоже, тоже. В «Фонтане» у Дьякова и Цхэ, напоминающем огромный стол в мастерской или верстак, сова задумчиво внимает процессу будто бы на наших глазах рождающихся форм. В серии картин Кошелева, варьирующей птичий концерт применительно к разным эпохам в искусстве, сова появляется с черным квадратом в клюве.

Разделы выставки работают одновременно как способы хранить искусство, и тут куратор не просто действует по принципу контраста (ассамблея, кунсткамера – понятно, а «Меланхолия» мыслится как сквот), но, кажется, вкладывает сюда мотив vanitas. От ассамблеи действо переходит к сквоту-меланхолии, центром которого оказывается увенчанный павлиньим хвостом казенный шкаф, испещренный граффити. Внутри него – птицы советской выделки («Шкаф, где стая» Владимира Карташова, Moa Pillar, Филиппа Шейна), вокруг – холсты Карташова, превращающие птичий концерт в фоновый, снова намеренно трешевый показанный элемент масскульта. Меланхолия, как известно, – тоже способ и смотреть на искусство, и его создавать.

Благодаря профессору Московской консерватории Ларисе Кириллиной ноты перед совой с петербургского снейдерсовского полотна удалось идентифицировать как «запись многоголосого канона, любимой вокальной формы во Фландрии эпохи художника»: его исполнение требует идеальной согласованности, как сказали бы сегодня, умения участников работать в команде.

К теме «Птичьего концерта» тут подбирают попурри вариаций и развитий. То есть выставка – еще и про диалог. Его ведут то в согласованности, то намеренно уводят в хаос, то в меланхолию. В искусстве (Сергей Хачатуров считает картину фламандца «универсальным посланием – аллегорией отчаянного поиска гармонии мира»), как и в жизни, коммуникации это не противоречит, когда участники умеют друг друга слышать. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
922
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
842
Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Дарья Курдюкова

Объединения в видения

0
2660
Посетители ВДНХ могут прогуляться по Москве ушедших эпох

Посетители ВДНХ могут прогуляться по Москве ушедших эпох

Василий Матвеев

На выставке "Архитектура и мода. В потоке времени" представлены платья горожанок XVIII–XX веков

0
5889

Другие новости