0
3376
Газета Культура Интернет-версия

11.05.2021 11:28:00

Алексей Агранович: «Мы в новой реальности - абсолютные дети»

Генеральный продюсер фестиваля «Край света. Запад» рассказал о том, почему смотр в Калиниграде был посвящен подросткам

Тэги: алексей агранович, фестиваль, край света запад

Гран-при 2-го фестиваля «Край света. Запад» в Калининграде дружным совместным решением определили три жюри - профессиональное, учительское и молодежное. Победителем стал фильм польского режиссера Петра Домалевского «Я никогда не плачу», где в главной роли дебютировала Зофья Стафей. Отдельно каждое жюри отметило по два своих фаворита. Самая молодая команда - в составе шести калининградских школьников и одного их сверстника из Москвы - вручила свой спецприз «За максимальное погружение в остросоциальную проблему с целью просвещения» чешскому документальному фильму «Пойманы в сети» Вита Клусака и Барборы Халуповой. Второй приз с названием «История про меня» достался «Звездам на вес» француженки Мари-Софи Шамбон. Жюри учителей присудило свой спецприз «за социальный оптимизм фильму австралийца Джона Шиди «С значит счастье». Приз «Герой» – нидерландской картине «Салон Роми», завоевавшей также приз зрительских симпатий и награду «Автор» от международного жюри. Спецприз профессионалы присудили документальной картине американской дебютантки Лизы Мэнделап «Волевой подбородок» о подростках-стримерах. На церемонии закрытия стало известно о решении Правительства Калининградской области дополнительно профинансировать фестивальные Мастерские, где молодежь приобщается к творчеству. Они теперь будут работать в течение целого года, вплоть до следующего «Края света. Запад». Губернатор Антон Алиханов обрадовал всех: «Мы поддержим их, потому что это про нас, про наших детей и про наше будущее».

алексей агранович, фестиваль, край света запад На фото Алексей Агранович. Фото пресс-службы фестиваля "Край света. Запад"

Специально для «НГ» кинообозреватель Ольга ГАЛИЦКАЯ поговорила с генеральным продюсером фестиваля «Край света. Запад» Алексеем АГРАНОВИЧЕМ о том, почему целевой аудиторией фестиваля стали именно подростки, чем фестивальные программы привлекают их родителей, а также о его работе в кино и театре.

Фестивалей в стране немало, каждый хочет стать особенным. Как вы для себя определяли сверхзадачу Калининградского фестиваля?

Очень просто. По сути «Край света. Запад» является прикладным культурным инструментом. Мы убеждены, что он необходим людям. С его помощью можно улучшить, изменить качество жизни целого региона, сделать ее полноценнее, интереснее. Такая понятная и нужная миссия у нашего фестиваля.

Сразу было решено, что в фокусе именно подростки?

Не сомневаюсь, что это очень актуальная история, крайне важная тема: проблемы подростков, их заботы и переживания. Я себя и сам чувствую подростком в самом широком смысле.

Почему?

Потому что не вполне понимаю теперь, как мир устроен. Мне кажется опыт предыдущих поколений не вполне релевантен, ко многому он сегодня неприменим. А те, кто номинально сейчас является подростком, и не отягощён пока серьезным жизненным опытом, часто гораздо лучше адаптируются к окружающей жизни. Так что ещё вопрос, кто на самом деле подросток, а кто взрослый. Особенно если говорить про коммуникации и способность ориентироваться в виртуальном пространстве. С приходом пандемии мы все оказались в довольно сложной и непонятной ситуации, в какой никогда не были. Мы в этой новой реальности - часто абсолютные дети. Все нужно перепридумывать, переформулировать в мире, переосмыслять, переназывать какие-то вещи. Так что фестиваль игровых и документальных фильмов о подрастающем поколении абсолютно точно необходим. Актуальнее может быть только антивоенный фестиваль.

А насколько хорошо вы помните себя в возрасте 14-17 лет? Можете сравнить себя тогдашнего с нынешним поколением совсем молодых людей?

Я был очень коммуникабельным подростком. Вокруг меня всегда были друзья, я не сидел дома, мне не очень был интересен телевизор, если только там не показывали футбол. У нас были открытые дворы, мы ходили гулять одни. Со второго класса я сам добирался в школу. А это довольно приличное расстояние – из Ясенево на Академическую, метро тогда рядом не было. Мы были самостоятельные, можно сказать, взрослые. Сейчас все сильно изменилось, человек все более расположен к автономному существованию. Меньше и меньше нуждается в другом человеке рядом. Во всем мире такая тенденция прослеживается. Думаю, мы находимся в стадии эволюционного скачка. Бывает эволюция плавная, а бывает, что возникают такие вот скачки, когда все круто меняется. Мы наблюдаем появление нового способа существования. Мне очень интересно смотреть на нынешних подростков, для меня в них много нового. Наш фестиваль тоже ведь подросток, ему всего два года, мы чему-то учимся, стараемся понять, разобраться.

По опыту просмотра двух конкурсов «Края света. Запад», что, на ваш взгляд, можно сказать о том кино, которое прицельно рассказывает о новом поколении? Насколько оно точно отражает современные типажи и проблемы? Какой отклик вызывает у зрителей и у старшеклассников, которые входят в состав молодежного жюри?

Мы, когда говорим про подростковое кино, в большинстве случаев сталкиваемся с интерпретацией какой-либо истории взрослым человеком. Документальное кино в этом смысле может быть честнее и интереснее, потому что не является продуктом фантазии взрослого художника, фиксирует на экране реального молодого человека. Поэтому самым перспективным мне представляется развитие нашего фестиваля в сторону кино, которое уже начинают делать сами ребята. Они очень заинтересованно, азартно приходят заниматься в фестивальные Мастерские. В них разные направления – документальное кино, анимация, градоустройство, фильмы о себе и своих сверстниках. Приезжают режиссеры и сценаристы, ведут ежедневные занятия. Ребята задают вопросы, дискутируют, общаются, учатся делать кино – причем без страха, свободно. Их никто не пытается напугать какими-то легендами о невероятной сложности этого процесса. Обучают ремеслу, умению строить кадр, обдумывать сценарий. Кино – захватывающая игра, доступный способ самовыражения, особенно для подростков эпохи Тик-Тока, которые все схватывают на лету. Очень интересно было бы сделать программы, состоящие из контента, который создадут сами подростки, хочется посмотреть, что они сами про себя рассказывают. Ценность того, что происходит в Калининграде, заключается в том, что приходят вместе родители и дети. И родители с изумлением сморят какой-нибудь документальный фильм, не очень иногда понимая, о чем вообще речь, а потом выясняется, что ребенок как раз не просто все отлично понял, но даже удивляется, зачем про это кино сняли, и так, мол, все понятно. А молодежи тоже бывает полезно посмотреть, какими их видят взрослые, попробовать представить себя на месте своих родителей.

После документального фильма «Папа» Валерии Гай Германики было обсуждение с ней по видеосвязи, зрители задавали важные вопросы. Спросили, например, почему у современных детей, даже очень благополучных, обожаемых своими родными, так много претензий и обид в адрес родителей?

Наверное, так было всегда. Но то, что раньше называли жизненным опытом, теперь принято называть травмами. В порядке вещей стало прийти к своим родителям, чтобы обвинить их и предъявить счет за накопившиеся обиды.

Сейчас вообще модно обижаться, заявлять об оскорбленных чувствах…

Да-да! Все стали очень чувствительные, того и гляди, кого-нибудь обидишь. Такова нынешняя тенденция. Можно по этому поводу иронизировать, но это факт.

У вас не было похожей проблемы в юношеском возрасте? Не сталкивались с таким явлением у своих детей?

Пока нет, посмотрим, как будет дальше. Надеюсь, обойдется без обид. Понимаю, что есть люди, у кого детство было уничтожено, травмировано унижениями и тяжелыми эмоциями. Понятно, что в таких случаях человек не случайно вырастает, не слишком хорошо относясь к окружающим, не очень любя себя. Но я не уверен, что от этого можно освободиться таким вот образом – обвиняя всех вокруг. Не знаю, какой из этого выход. Мне всегда казалось, что, только научившись обращаться со своим жизненным опытом, ты можешь развиваться и расти. Другое дело, что обязательно нужно честно с собой разговаривать. Я не убежден, что, если раскапывать самого себя с помощью психотерапевтов, стараться находить причины всех бед в родителях, ты решишь свои проблемы. Не думаю, что это единственно верный способ. А все истории из моего детства и взросления, связанные с моими родителями, с моими переживаниями, даже с болью какой-то, еще с чем-то, они есть, конечно, но я это скорее ценю. Это как раз то, что делает меня тем, кто я есть. Мой личный, персональный опыт. В чем-то трудный, может быть, но безусловно ценный для меня.

Впервые фестивальный бренд «Край света» появился на Сахалине. Фестиваль сумел стать привлекательным для всех, для молодежи особенно. В этом году «Край света» состоится на Сахалине?

Нет. По официальной версии - нет денег. Сахалин отменил вообще все большие культурные мероприятия, сократилось финансирование. Якобы это только в этом году. Возможно, что так. Но проблема в том, что с нами никто по-человечески не поговорил. Ничего не обсудили, не придумали, как сделать, чтобы фестиваль сохранился, как его поддержать. Нет понимания, что имеют дело с социально важным событием. Никто не проявил уважения к проекту. К зрителям, которые ждали, что после пропущенного коронавирусного года «Край света» состоится. Если просто его «заморозить» на целых два года, то, по всей видимости, делать его спустя время будут с кем-то другим.

Это синдром вообще расхожего отношения к культуре, как к чему-то малозначимому и не самому необходимому?

Все очень индивидуально, где-то так, где-то по-другому. Один человек так относится, другой иначе. Понимая, что есть масса проблем, все же решает помочь. А в целом – да, культура у нас зачастую нужна как нечто успокоительное, либо развлекательное. При этом считается, что и без того, и без другого легко можно обойтись. А то, что культура на самом деле не должна никого ни успокаивать, ни развлекать, — это все побочные эффекты, об этом мало кто думает. Ну что тут поделаешь.

Вы востребованный постановщик разнообразных церемоний. Вы превосходный актер, с успехом играете в кино и театре. Недавно стали художественным руководителем "Гоголь-центра". Для чего вам еще продюсирование кинофестивалей?

Продюсирование намного раньше появилось, мне это интересно, зачем мне бросать дело, которое нравится? Может быть, это как раз то, что я лучше всего умею делать. Не я один, конечно, а вместе с нашей командой. Актерскую профессию тоже люблю, но это для меня чисто эгоистическое времяпрепровождение, для собственного удовольствия. Церемониями я все меньше занимаюсь, есть ребята, которые у нас выросли, у них хорошо получается. Андрей Корешков, например. В частности, церемонию открытия в Калининграде он делал, по-своему, необычно, всем понравилось. Про "Гоголь-центр" пока стараюсь не говорить, рано еще. Нужно понять, чем и как могу быть театру максимально полезен

Вы сейчас снимаетесь где-нибудь?

Да, в сериале «Елизавета» Российского телеканала, играю Андрея Остермана, он при дворе императрицы был фактически министром иностранных дел.

Кажется, первая ваша костюмная роль?

Подобного опыта у меня еще не было, да. В июне начну сниматься в первом сериале «Квартета И» по их известному спектаклю «В Бореньке чего-то нет».

В театре репетируете что-то новое?

Сейчас нет. В феврале мы выпустили «Между делом» с Женей Гришковцом в Театре Пушкина, он режиссер и автор пьесы. В мае сыграю семь спектаклей. Учитывая съемки, мне этого более чем достаточно, свободного времени совсем не остаётся.

А самому что-то поставить хочется?

Было такое желание – ещё до всех событий вокруг "Гоголь-центра". У меня была даже договоренность с Кириллом на этот счет. Но тогда я чувствовал себя совсем по-другому, это был эксперимент, который Серебренников мог допустить в своем доме. Он человек, чьему вкусу я доверяю гораздо больше, чем своему. А сейчас, в той позиции, в какой я нахожусь, было бы со всех сторон крайне глупо и неосмотрительно начинать работу худруком в "Гоголь-центре" со своей постановки. Поэтому пока я это отложил.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
891
Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
4091
ФЕСТИВАЛЬ  Vivacello

ФЕСТИВАЛЬ Vivacello

  

0
767
Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Марина Гайкович

Продюсер фестиваля "Музыкальное сердце театра" о том, как развиваются и проект, и жанр

0
5171

Другие новости