0
3339
Газета Культура Интернет-версия

09.06.2021 13:42:00

Страсти по Александру

В Нижегородском театре оперы и балета поставили синтетическое действо про русского святого

Тэги: александр невский, опера, балет


александр невский, опера, балет фото предоставлено организатором проекта

800-летие Александра Невского, отмечаемое с государственным размахом, вдохновило не только чиновников и историков, но и музыкантов. В Нижегородском театре оперы и балета состоялось представление «За Русь святую!», придуманное столичными артистами — актером, режиссером Петром Татарицким и органисткой Евгенией Кривицкой, но в полной мере задействовавшее местные исполнительские силы: солистов, балет, хор и оркестр театра под руководством худрука театра Александра Топлова. Судя по стоячей овации в конце мероприятия, удался не только творческий диалог двух городов, но и объединение сюжетов отечественной истории, а главное — союз видов искусства и жанров.

Луч прожектора выхватывает из темноты Петра Татарицкого в простой крестьянской рубахе навыпуск. Он читает эмоциональный рассказ об истории Руси. Декламация, порой сопровождающаяся звучанием оркестра или органа (за ним — соавтор проекта Евгения Кривицкая), ведет нас от событий, предшествующих княжению Невского, и вплоть до окончания смутного времени, концентрируясь на поворотных, самых драматичных этапах становления нашей государственности. Ну а в центре повествования, конечно, фигура самого князя.

Рассказ Татарицкого чередуется с полноценными сценическими номерами: выходит хор русских девушек со свечами в руках, выпрыгивают татаро-монгольские войны (их «Половецкие пляски», конечно, один из самых эффектных эпизодов), выбегают восточные наложницы в эротичных купальниках… Участвуют в представлении и певцы-солисты: гражданин Козьма Минин (Олег Федоненко), князь Дмитрий Пожарский (Александр Сильчук), Отец Авраамий (Алексей Кошелев), Ярославна (Екатерина Ясинская), Игуменья (Анастасия Машковцева).

Интересно, что главный персонаж как раз-таки и не появляется. Но образ его все равно присутствует, только в виде иконы, проецируемой на задник сцены. И здесь кроется ответ на вопрос, почему же не вывести Невского в исполнении какого-либо актера. Позволим себе небольшое отступление. Киновед, главный исследователь творчества Сергея Эйзенштейна Наум Клейман, рассказывая о классическом фильме «Александр Невский», так объяснял некоторую прямолинейность и подчеркнутую безупречность героя: режиссер снимал картину не про историческую фигуру, а про святого. Внутренние устремления Эйзенштейна, желавшего создать не биографию Невского, но агиографию, совпали с запросом власти на экранное изображение идеального правителя-патриота.

Сегодня никому уже не приходится маскировать желание рассказать о Невском-святом; напротив, это совпадает с общественным трендом. Поэтому режиссерская работа Петра Татарицкого (а в проекте «За Русь святую!» он выступает не только как декламатор, но и как постановщик) оказывается столь своевременна, хотя и опирается на традицию Эйзенштейна. Учитывая эту «родословную», можно легко ответить на возможные упреки в пафосе, подчеркнутой «надмирности» повествования.

Кстати, фрагменты из эйзенштейновского шедевра в постановке тоже используются: изображение витража, внутри которого прежде фигурировали лишь статичные слайды, вдруг оживает и превращается в киноэкран. Сцена ледового побоища демонстрируется под звуки органа — и это исключительно удачная находка авторов. Орган здесь «вспоминает» свой католический бэкграунд и становится голосом крестоносцев-агрессоров. Но вот что интересно: Евгения Кривицкая играет вовсе не номер из кантаты Прокофьева «Александр Невский» (в основе которой, напомним, как раз музыка из фильма), а другое сочинение того же композитора — Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта». И получается попадание точно в цель: кажется, будто тяжеловесные, массивные аккорды и были созданы для иллюстрации закованных в громоздкие доспехи захватчиков, тонущих в Чудском озере.

В музыкальной ткани «За Русь святую!» вообще немало неожиданных находок — заметим, ярко и профессионально преподнесенных коллективом Александра Топлова. Здесь, например, звучат фрагменты из малоизвестной оперы Эдуарда Направника «Нижегородцы» (в Нижегородском театре это звучит, конечно, особенно символично), фрагменты музыкальной саги «Русский Бал в четыре столетия» композитора Лоры Квинт, старинный неофициальный гимн государства российского «Гром победы, раздавайся!» Осипа Козловского… Но вместе с тем — радость узнавания простым слушателям тоже обеспечена: из хитов здесь, помимо упомянутых «Половецких плясок» и Танца рыцарей, увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки, хор «Улетай на крыльях ветра» из «Князя Игоря» Бородина и, конечно, финальное «Славься» из «Жизни за царя». Во время его звучания зрители аплодировали стоя, в такт музыке. Чем не доказательство того, что запрос на патриотическую тематику в искусстве — не выдуманный в кабинетах чиновников, а реально существующий среди простых ценителей прекрасного?

Скоро убедиться в этом можно будет и в столице: 9 июня в Большом зале консерватории в рамках фестиваля «Рожденные Россией» будет показана постановка «Сказание об Александре Невском» — фактически, новая версия «За Русь святую!». Но публику ожидает не просто повтор. Организаторы обещают адаптировать «русское действо» (именно так охарактеризован жанр представления) к особенностям главной сцены страны, а сюжет будет сфокусирован именно на жизнеописании князя.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
3436
Израиль намерен воевать на дальних подступах

Израиль намерен воевать на дальних подступах

Игорь Субботин

Перемены в Вашингтоне позволяют Нетаньяху расширить армейские операции

0
3474
 КОНЦЕРТ  А. Шнитке. Опера "Джезуальдо"

КОНЦЕРТ А. Шнитке. Опера "Джезуальдо"

0
3669
Оммаж Образцовой

Оммаж Образцовой

Александр Матусевич

Тайны Большого театра, соперничество оперных прим и судьбоносные вехи

0
9506

Другие новости