0
5263
Газета Культура Интернет-версия

19.07.2021 17:51:00

Выставка "Коснитесь кнопки затвора" в Московском музее современного искусства

"Задокументированный" художник – ускользающий художник

Тэги: ммси, выставка, ольга турчина, эдди новарро, художник, образ


151-7-2480.jpg
Александр Повзнер. Художник.  Фото автора
«Коснитесь кнопки затвора» – камерная выставка, сделанная Ольгой Турчиной в рамках программы «Коллекция. Точка обзора», идущей на площадке образовательного центра Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке. Недавно музей получил в дар фотосерию Эдди Новарро (1923–2003) «Лицо в своем пространстве». Сделанная в начале 1990-х, она представляет классиков неофициального искусства. Выставка же в целом, отталкиваясь от художественных снимков, в данном случае обладающих аурой документальности, сопоставляет их с произведениями искусства, дрейфуя в поисках переменчивого и вечно ускользающего образа современного художника.

Живший в Бразилии румынский фотограф и коллекционер Эдди Новарро довольно неплохо известен в России. Он фотографировал Пикассо, с которым был дружен, в частности, на почве увлечения африканской пластикой, Дали, Шагала… а в 1991-м приехал в наши широты и начал снимать портреты неофициальных художников. В том же году Пушкинский устроил его выставку «Лица современного искусства», его собрание африканской скульптуры вдова Татьяна, как можно понять из новостных сводок, продала, и все это тоже время от времени экспонируют. Сейчас в Ермолаевском вы увидите Илью Кабакова, Ивана Чуйкова, Эрика Булатова, Виталия Комара и Александра Меламида, Константина Звездочетова, Гришу Брускина, Эдуарда Штейнберга, Петра Беленка… такими, какими Новарро их видел в 1991–1994 годах.

Аура документальности в этих и других снимках из серии «Лицо в своем пространстве» – именно в позиции фотографа. Он всматривается прежде всего в лица, оставляя за кадром какие бы то ни было «улики» их искусства: фон нейтрален. Герои фотографий и авторы выставленных тут же произведений (Гор Чахал, Вадим Захаров, Владислав Мамышев-Монро, Анатолий Осмоловский, Людмила Горлова, Александр Повзнер…) не совпадают, и в этом смысле выставка намечает разные стратегии художников по самопрезентации. Оставляя образ переменчивым и ускользающим.

Образ как миф, создающий зазор между автором и персонажем даже при их фотографическом сходстве, исследуют Вадим Захаров и Людмила Горлова. Захаровская инсталляция «Старые рамы берегут покой глупых мальчиков» из проекта о пасторе Зонде – это нанизываемые друга на друга фотографии и тексты-эпизоды, прикрытые длинными, как у иных анекдотов, бородами (по Захарову, это реальность, обратившаяся в старцев и проросшая бородой). Пастор с лицом самого художника автору не равен, как ясно с самого начала. «Я перестал понимать и узнавать автора. Более того, хочу сознаться в главном – я вообще ничего не понимаю. И чем дольше я живу, тем меньше что-либо понимаю», – сообщает «закадровый голос» в эпизоде «Диалог над бездной», последней фразой словно откликаясь на одну из знаменитых акций группы «Коллективные действия». (В конце 1970-х ее участники снабдили заснеженный подмосковный пейзаж лозунгом «Странно, зачем я лгал самому себе, что я здесь никогда не был и не знаю ничего об этих местах – ведь на самом деле здесь так же, как везде, – только еще острее это чувствуешь и глубже не понимаешь».) Захаровская серия звучит откликом и на разные культурные коды (тут есть отсылки, например, к «Будущим летчикам» Дейнеки), и на разные клише (вроде традиционного недопонимания друг другом восточной и западной идеологий). Она смешивает героя с автором, действие, размышление и комментарий, иронично вскрывая текучесть, открытость границ этого всего – и вместе с тем несовпадение. Процесс размышления, который, может статься, заведет в тупик, – тоже часть произведения, создаваемой им, следуя названию серии, рамки.

«Как я люблю…» Людмилы Горловой – отклик конца 1990-х о пошлости жизни, какой ее рисовали бесчисленные телесериалы. Эту жизнь Горлова с азартом отпечатала в раскадровке, доведя до абсурда. И у Захарова, и у Горловой подрывается сама «документальность» фотографии как медиума: снимки правдоподобны, но они не совпадают с реальностью, то запутывая, то упрощая ее, то не договаривая, то намеренно передергивая.

Словосочетание «образ художника» для современного искусства звучит, пожалуй, слишком академично. Выставка, конечно, и об этом, недаром одной из «узловых точек» в этом пространстве индивидуальностей стал игрушечных размеров, но монументального замысла памятник Художнику работы одного из самых молодых участников проекта Александра Повзнера. Автор с кудрявой головой стоит на постаменте, с одной стороны увенчанном портиком, с другой – выпускающем из себя «Жигули». Над портиком надпись «Досуг», над «жигуленком» – «Работа». Стоит ли говорить, что идея монумента как своего рода портала в вечную память потомков подвергается ревизии?..

Владислав Мамышев-Монро, известный прежде всего своими мастерскими травестийными образами, на этот раз представлен необычной и вроде как случайной серией. Уже после его смерти куратор Елена Селина, готовившая в 2015-м в Московском музее современного искусства о нем выставку «Архив М», нашла в телефоне художника селфи. Решила, что они сходятся в серию – «Автопортрет с солнечным сиянием». Там – просто лицо, то озаренное солнечными лучами, то скрытое в них да цветных бликах. Но эта серия как раз и есть про ускользающий образ. Тот, что у настоящего художника не застывает во времени. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лукашенко велел ценам не скакать

Лукашенко велел ценам не скакать

Дмитрий Тараторин

Глава Белоруссии сделал важные кадровые назначения и рассказал, как бороться с "размазней"

0
1215
 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2156
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2067
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14026

Другие новости