0
5019
Газета Культура Интернет-версия

26.07.2021 18:40:00

Музы за работой. В Пушкинском музее показывают женское лицо Монпарнаса

Тэги: пушкинский музей, выставка, музы монпарнаса


пушкинский музей, выставка, музы монпарнаса Скульптуры Ханы Орловой и Анны Голубкиной. Фото РИА Новости

Париж конца XIX – начала XX века – место и время, которые всегда будут притягивать взгляды историков и кураторов, пытающихся реконструировать насыщенную напряженным совмещением всего со всем эпоху. Кураторы Алексей Петухов, Наталья Кортунова, Сильви Бюиссон, Мария Салина и Ирина Лебедь взяли гендерный фокус на искусство, и их выставка «Музы Монпарнаса. О легендарных женщинах Парижа», с одной стороны, вписывается в модный сегодня дискурс, а с другой – подтверждает старую истину о том, что у творчества нет пола, оно либо талантливо, либо нет.

Искусство – одно из мерил свободы. Творческую свободу женщины обрели раньше политической. Еще до получения избирательного права, в 1900-х, они были среди сооснователей знаменитой парижской Академии де ла Гранд-Шомьер, а в другой, не менее знаменитой институции, Академии Коларосси, женщину допустили до преподавания. «Музы Монпарнаса» открываются патриархально: на старых фотокарточках в учебных классах сидят чинные девицы в платьях в пол и с аккуратно убранными длинными волосами. Ничто и никто «не предвещает» появления, скажем, Кики с Монпарнаса (которая предстает увиденной глазами других и самой увидевшей в забавном примитивистском портрете Сергея Эйзенштейна).

В Пушкинском говорят не только о Камилле Клодель, Анне Голубкиной, Вере Мухиной (нить к классике протянута в том числе через рисунок с поздней «Пьеты» Микеланджело), Жанне Эбютерн, о той самой Кики с Монпарнаса и как модели, и как художнице, о Соне Делоне (отдельная стена оставлена для ее эскизов тканей), Жаклин Марваль, Мари Лорансен, Клод Каон… Музы, модели, художницы (их не в пример многим современным художникам тут называют именно в женском роде), любовницы, основательницы школ, пробивавшие себе дорогу в искусстве и в жизни, ведут зрителя от символизма к сюрреализму, от красивости истомы, порой несколько приторной, к дерзкой энергии, порой, кажется, ради дерзости выплеснутой. В этой мозаике, собранной по российским и мировым музеям и частным коллекциям, могло быть еще больше героинь, как в ней могло быть гораздо больше рассказов об их судьбах (сейчас эта информация преимущественно сконцентрирована в кураторских экскурсиях и в каталоге). Тем не менее мозаика в целом сложилась, и самое интересное, когда она обнаруживает интенцию развития иных героинь, умение не бояться своего почерка.

Уроженка Смоленска Мария Васильева в 1909-м стала ученицей Матисса, едва не стала женой «Таможенника» Руссо (не успели: художник умер), превратила свою мастерскую в Русскую академию, которую кураторы предпочитают сравнивать с клубом. В Первую мировую она пошла медсестрой в Красный Крест, а в своей студии открыла столовую. Она делала кукол (первоначально – для заработка: когда закончилась российская стипендия, Васильева стала шить кукол для магазина Поля Пуаре), создавала костюмы и маски для Шведского балета Рольфа де Маре, танцевала на вечеринках и даже гадала. Словом, биография Васильевой неотделима от ее искусства, как, впрочем, и в случае большинства других персонажей этого проекта. Творчество Мари Васильефф в этой компании кажется едва ли не самым непосредственным, созданным порой с наивным, детским акцентом, но в том числе и от этого живым и энергичным. Тут есть и чудная расписная деревянная лампа, и куклы – студентка, обнаженная, в черных чулках, священник, какие-то кожаные фигурки одна на плечах у другой, и портрет-коллаж Жана Кокто – бумажные кудри, белый галстук, тонкие пальцы с сигаретой, и живописный диптих «Цирк», что сцепляет воедино куски пейзажей, фигуры и буквы. Все это, а даже не столько ее «классическая» для той поры живопись с оттенком то фовизма, то кубизма, прекрасно своей необязательностью, то есть внутренней свободой.

Бравшая уроки в том числе в Академии Васильевой Хана Орлова приехала в Париж из Палестины с намерением стать портнихой, а стала скульптором. Ее работы – другой важный акцент выставки. Как известно, она познакомила Модильяни с Жанной Эбютерн. Ее бронзовый портрет более раннего времени, 1914 года, у Орловой получился знаком хрупкости, «струной» со сложенными на животе руками и длинными косами. Портрет сына в матроске Хана Орлова создала из камня и цемента (!), по масштабу это, в общем, камерная вещь, но образ – как памятник, решенный лаконично и монументально: силуэт, поза, взгляд, какую-то трепетность, даже беззащитность которого скульптор передала, показывая не зрачки, а глубокую тень от глазниц. Муж Орловой, польский поэт Ари Юстман, погиб во время эпидемии испанки, так что этот образ сына действительно можно воспринимать и как память об отце. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2156
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2067
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14026
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9106

Другие новости