0
5642
Газета Культура Интернет-версия

12.09.2021 17:57:00

Один Пименов, два художника

Выставочный сезон в Новой Третьяковке открыли ретроспективой живописца

Тэги: третьяковская галерея, третьяковка, пименов, картины, выставка, живопись


третьяковская галерея, третьяковка, пименов, картины, выставка, живопись Одна из самых знаменитых работ Пименова – «Инвалиды войны». Фото агентства «Москва»

На первой в стенах Третьяковской галереи ретроспективе Юрия Пименова (1903–1977) кураторы Елена Воронович и Наталья Чернышева представили 170 экспонатов, включая реконструкции тех работ, что сегодня известны только по воспроизведениям. Эволюция художника в целом известна, его энергично выстроенное, с влиянием фотомонтажа полотно «Даешь тяжелую индустрию!» 1927-го и конвенциональная лирика «Новой Москвы» 1937 года у всех в памяти, – но когда эта эволюция обрастает, возможно, слишком большим количеством примеров, контраст между одним Пименовым и другим звучит почти трагически. В художественном плане – в карьерном-то смысле он, обладатель официальных званий и наград, в общем, был вполне благополучен.

В начале 1930-х Пименов уничтожил больше десяти ранних картин, причем ради этого иногда даже договаривался с музеями об обмене произведений, которые уже были в их собраниях. В начале этого десятилетия, по его воспоминаниям, иллюстрации к «одной книжке» сочли формалистическими: художник «оказался без денег и без работы». Кризис длился до середины 1932-го, а потом пименовская стилистика сделала крутой поворот. Его дочь вспоминала, что отец не любил говорить о том периоде, но, вероятно, «совпало сразу несколько вещей. В стране шла кампания по борьбе с формализмом, его работы… попадали под эту категорию… С другой стороны, в нем самом происходили серьезные перемены. Юношеский энтузиазм принятия и поддержки революции… сменился трезвой оценкой реальности».

Ученик Владимира Фаворского во ВХУТЕМАСе, уже в двадцать с небольшим ставший соучредителем Общества станковистов (ОСТ), испытавший явное влияние немецкого экспрессионизма, Пименов был виртуозным графиком, и его живопись 1920-х годов энергична во многом как раз благодаря графичности (хотя и в колористическом плане это небанальные вещи). Задачу по переформатированию живописи, которая должна была соединить новое видение с новыми темами и героями («машина и индустриальная форма как форма стиля», по словам Пименова), он решал – и в этом было сходство со стилем коллеги по ОСТу Дейнеки, – переводя на холсты «стоп-кадры» со спортсменами, рабочими, укрупняя фигуры и знаковые движения, почти коллажно монтируя пространственные зоны. Где-то уходя в четкую монохромную графичность, в другом месте обобщая, давая краске заполнить все цветовым, эмоциональным аккордом или вспышкой почти софитного света. Живопись (и графика) пульсировали чувством ритма, и он был разнообразен. Это искусство с маэстрийным владением линией, с характером, оно всегда было «собранным» и часто «зубастым», но тем пристальнее всматриваешься в какой-нибудь рисунок вроде «НЭП. В ресторане», когда взгляд от пляшущих «их» танцы силуэтов попадает на физиономию дамы, будто в детской обиде скривившей рот. Это могла бы быть графика Георга Гросса, чьи работы привозили в Москву на I Всеобщую германскую выставку и который сам, тогда еще член Коммунистической партии Германии, приезжал в СССР.

Пименову повезло. В 1920-х, 1930-х, в 1960-х ему удалось создать по-своему важные произведения – но они как будто написаны разными людьми. В 1920-х «Даешь тяжелую индустрию!» – впечатление от завода «Серп и молот», ставшее символом строительства новой жизни; «Инвалиды войны» – изувеченные войной до состояния жутких манекенов солдаты с лицами-масками. В следующем десятилетии «Новая Москва» – златокудрая жена, символ современной женщины вообще, ведет машину (по словам кураторов, это может быть «Линкольн») по умытому дождем городу: это было написано в 1937-м… «Физкультурный парад» 1939 года был сделан для павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке и должен был служить фоном для модели иофановского Дворца Советов. Из Русского музея его перевозить трудно из-за масштаба и состояния сохранности, так что на выставке на вас наплывают видеопроекции, и это производит совершенно угнетающее впечатление. Такой Grand art, приправленный попыткой импрессионистичного письма, когда от синего неба, красных флагов и встроенных во все это человековинтиков становится совсем душно.

После депрессии начала 1930-х пименовский почерк изменился и с годами все больше тяготел не к образу-знаку, вокруг которого строились ранние произведения, но к образу-зарисовке, с какою-то атмосферностью, на помощь которой пришла пастозная живопись и усиливавшаяся как бы импрессионистичность письма. Оттепельная серия «Новые кварталы» со знаменитой «Свадьбой на завтрашней улице», с «Лирическим новосельем», много с чем – это о том, что живопись «размякла» в том смысле, что, безусловно, стала лиричнее, ее отношения с миром, кажется, стали проще, она наблюдала и радовалась простым вещам. Все это могло бы, пожалуй, быть и плюсом или нейтральной фиксацией эволюции художника. Но сейчас показано так обильно, что лирическая атмосфера начинает восприниматься штампом, каким-то бегством, чуть ли не желанием забыться. Женские образы, одна из любимых пименовских тем, да вообще его герои – безэмоциональны. Кажется, его интересовали не люди, а мизансцены – рынок, легкая хандра дождливого дня, улица с перебегающими ее нарядными девушками, чье-то новое жилище с ожиданием новой жизни, свет за занавеской с предвкушением нового дня. Это местами мило, да простится это слово применительно к искусству. Холсты сливаются в большую мозаику, приятное пестрое колыханье мазков, перемежаясь работами для театра и кино и спотыкаясь о портрет Татьяны Самойловой, который, увы, уверяет в том, что это был не пименовский жанр. В вечном вопросе больших выставок – показать самое сильное или представить в развитии, с удачами и неудачами, чаще всего надеешься на второй, как кажется, более честный по отношению к зрителю вариант. Но в этот раз думаешь, что меньше бы лучше.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дмитрий Смолев: "Когда Бухарина реабилитировали, Ларин говорил, что выполнил сыновний долг"

Дмитрий Смолев: "Когда Бухарина реабилитировали, Ларин говорил, что выполнил сыновний долг"

Дарья Курдюкова

Арт-критик, автор книги и сокуратор выставки Юрия Ларина – о биографии и метафизике художника

0
3242
 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2175
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2079
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14035

Другие новости