0
3370
Газета Культура Интернет-версия

23.11.2021 19:38:00

Современное искусство Европы наконец-то добралось до Новой Третьяковки

Сумма различий на зимнем пути

Тэги: европа, современное искусство, выставка, новая третьяковка


257-7-3480.jpg
«Зимний путь» Ансельма Кифера. 
Фото автора
Пандемия внесла коррективы в расписание передвижной выставки «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж», и этот международный проект, который три года готовили кураторы из Германии, Франции, России (Фаина Балаховская) и Финляндии и который в Москве должны были увидеть еще год назад, после Берлина открылся в Москве. 90 художников из 35 стран не просто предоставили работы, а многие создали их специально под выставку – но, по словам организаторов, участвовали в формировании проекта. Формально это панорама европейского искусства после падения Берлинской стены, но в первую очередь взгляд художников на современные больные точки, где, естественно, много политики – того, что почти вымыто из сегодняшнего российского музейно-выставочного процесса.

Когда толпа вскидывает руки в нацистском приветствии, остается один человек, отказавшийся это делать. В 1936 году при спуске на воду судна «Хорст Вессель» 26-летний рабочий Август Ландмессер стоял среди толпы, скрестив руки на груди. За год до того он женился на еврейке, был исключен из партии – его жену убьют в лагере, он из лагеря выйдет и погибнет на войне. Фернандо Санчес Кастильо создал памятник этому сопротивлению, превратив человека с известного снимка в целую армию фигурок. Миниатюрный монумент можно забрать с собой в обмен на участие в опросе, что такое демократия.

Во время Боснийской войны и почти четырехлетней осады Сараево, когда было убито почти 14 тыс. человек, Шейла Камерич попала в fashion-съемку итальянского журнала. Некоторое время назад она вернулась к тем фотографиям, создав свою серию «За кулисами», где главное – оставшиеся за кадром смерти и унижения. В некотором смысле тут речь тоже идет о частном протесте. Работа Камерич представлена в разделе «Кризис и сопротивление», Кастильо – из главы «Мечты и демократия», но границы условны, здесь, по словам присоединившегося к проекту от Третьяковской галереи куратора Сергея Фофанова, все более диффузно. Принцип «Многообразия. Единства» – сопоставлять, а не разделять. Параллели между главами – один из сквозных мотивов выставки.

Здесь говорят о миграционном кризисе, брекзите, перекраивании политической карты Европы, национализме, феминизме, пандемии, об общем чувстве неуверенности в завтрашнем дне и о прошлом, породившем полярные противоположности. Шубертовский «Зимний путь» стал отправной точкой для одноименной инсталляции Ансельма Кифера, теперь это черно-белая сценическая коробка, многоплановый пейзаж-рассуждение о том, что Просвещение и романтизм, с одной стороны, дали миру мадам де Сталь, Байрона и т.д., с другой – журналистку Ульрику Майнхоф, пришедшую к терроризму (ее имя написано на стоящей в самом центре койке, на которой лежит ржавый автомат). Это проект о хрупкости мира в целом, которой буквально посвящены и инсталляция Моны Хатум «Время покажет» с каменными блоками, закрепленными на тросах от потолка до пола, и «Созвездие» Алисии Кваде с расстеленной кроватью, над которой «повисли» камни, и сложенные из тяжеленных блоков, не касающихся земли, новые атланты в «Срезе» Энтони Гормли. Но размышления об этой же хрупкости есть во многих других произведениях, не важно, идет разговор об обществе в целом или об историях конкретных людей.

Хорошая выставка. И своевременная. Сделанная, по словам председателя попечительского совета проекта Юргена Гроссмана, на 90% на частные средства и при этом, как указано в каталоге московской версии, под патронажем Владимира Путина, она спокойно и ясно вновь показывает, что Россия политически, а следом и в других отношениях – не Европа. Из выбранных российских художников современной политики (собственно, того, что составляет нерв выставки) выделяется «Пикет» Кати Муромцевой (он был частью проекта «То, что бывает с другими», не получившего в этом году Премию Кандинского). Здесь могли бы быть работы Андрея Кузькина, Павла Отдельнова, Хаима Сокола… Это вовсе не упрек выбору организаторов, ведь выставка не о европейской арт-сцене, а констатация положения дел. Россия – не та страна, где приветствуются политические высказывания, художественные в том числе; не та страна, которая в социуме готова разглядеть и не подавлять отдельного вышедшего из строя человека. Не та, в общем. Когда политическая ситуация становится совсем печальной, культура остается нитью. Дело сейчас не в кураторах и не в институциях, напротив, между ними-то как раз диалог – одно из ключевых для «Многообразия. Единства» понятий – налажен. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Европа увидела риск неполучения помощи от Федрезерва США

Европа увидела риск неполучения помощи от Федрезерва США

Михаил Сергеев

Пекин провел финансовый форум стран глобального Юга для создания нового международного порядка

0
2400
ВЫСТАВКА "Сказочные образы в русской керамике"

ВЫСТАВКА "Сказочные образы в русской керамике"

0
2394
 ВЫСТАВКА "Московский сокольничий"

ВЫСТАВКА "Московский сокольничий"

0
2340
Два Лансере – один Кавказ

Два Лансере – один Кавказ

Николай Ремчуков

В Доме русского зарубежья открылась выставка, посвященная двум представителям знаменитой династии

0
7566

Другие новости