0
3971
Газета Культура Интернет-версия

28.11.2021 19:43:00

Отложенные судьбы. В Галеев-Галерее рассказывают истории московских художников 1920–1940-х годов

Тэги: выставка, галеев галерея, истории, судьбы, московские художники


выставка, галеев галерея, истории, судьбы, московские художники Картины художников, оказавшихся «за фасадом эпохи». Фото © Галеев-Галерея

«За фасадом эпохи» – выставка, снова и снова напоминающая о том, что сделай шаг в сторону от хрестоматийных имен авангарда, попадешь в мир недоисследованный, разнообразный с точки зрения художественного материала и часто трагичный. Проект, сделанный кураторами Лилией Мороз и Еленой Желудковой, Галеев-Галереей и Музеем архитектуры вместе с наследниками художников 1920–1930-х годов, посвящен памяти ушедшей 20 лет назад Ольги Ройтенберг, исследователя, которая вернула из забытья истории многие имена и книга которой «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» остается вехой в искусствознании.

Некоторые работы попали в музеи, другие хранятся в семейных архивах, при этом были художники, от которых не сохранилось почти ничего. Многих из этой плеяды представляют на коллективных выставках, некоторым повезло с персональными показами, как, к примеру, Борису Голополосову, о котором недавно рассказывала Третьяковка (см. «НГ» от 27.03.19) и издала каталог с архивными документами. Несколько работ с той выставки экспонируют и теперь, а в одной из витрин выложены его карандашные автопортреты с оборота медкнижки. Это 1940-е годы, там с одной стороны пометы о расширении вен, а с другой – «раскадровка» с фиксацией своего облика как отражения своего состояния. Современный и для сегодняшнего искусства прием. Роман Семашкевич был арестован и репрессирован в 1937-м по сфабрикованному делу, его живопись конфисковали, и хотя имя это сегодня не назовешь неизвестным, о наследии судить довольно трудно – слишком мало уцелело. Вослед вангоговским он написал своих «Едоков картофеля», не цитируя первоисточник, но вступая с ним с диалог фактурной, тревожной монохромной живописью.

Соломон Никритин, Меер Аксельрод, Константин Чеботарев, Георгий Ечеистов, Сергей Романович, Антонина Софронова, Баки Урманче – неплохо известные и широкой публике имена. С Анатолием (Товием) Гусятинским, Георгием Павильоновым и десятками других дела обстоят куда хуже, некоторые из них выглядят практически открытием, и даже краткие биографические справки и цитаты из воспоминаний здесь кажутся равнозначными собственно работам.

Написанный в 1937 году темперой эскизный автопортрет Гусятинского будто создан иной рукой, нежели его известная и по книге Ройтеберг «Композиция с лодкой» 1920-х: синяя вода, по которой скользит крохотная лодка, вдруг совершает крутой поворот, обратившись в очертания арки, в которую вписано чье-то огромное снулое лицо. Кульбиты пространства и масштабов, контрасты синего и желтого помножены на почти скульптурную, в неоклассическом духе осязаемость лица: как раз в 1920-х Гусятинский увлекся живописью Василия Шухаева и Александра Яковлева. Потом, правда, попал во ВХУТЕМАС к Фаворскому, но пробыл там недолго из-за тяжелой формы туберкулеза.

Линии на женском портрете у Раисы Флоренской вихрятся, в них вполне можно узнать влияние Василия Чекрыгина и общества «Маковец», а вот когда сестра Павла Флоренского в конце 1920-х писала «Брошенных» маслом по холсту, кажется, будто делала это акварелью или даже пастелью: светлые тоненькие силуэты, вообще ощущение свечения холста как главного мотива – контрапункт темы и формы. «Земное живет иной жизнью», – писал о ее работах игумен Андроник, внук Флоренского. Земное ушло в иную жизнь рано, художница умерла от чахотки в 1932 году в 38 лет. «За фасадом эпохи», где, по словам кураторов, многое показано или совсем впервые, или после 30-летнего перерыва, прошедшего с экспозиции «Московские художники. 1920–1930-е годы», – выставка о судьбах. Мозаика из преимущественно простых живописных и графических мотивов – портреты, пейзажи, семейные сценки, натюрморты – и начинавшая вроде бы идти в гору биография, учеба-заказы, сплетения судеб резко обрываются. Павильонова в 30 лет унес рак сердца, Николай Прокошев умер от туберкулеза в 33, на фронте погибли Лев Зевин, Сергей Маркин, Сергей Эйгес… Проект о том, сколько всего могло бы быть. И сколько всего есть, если сойти со столбовой дороги искусства. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В поисках черной курицы. Об одной дальней поездке ради фотосессии с глухарем

В поисках черной курицы. Об одной дальней поездке ради фотосессии с глухарем

Антон Евсеев

0
1094
 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2193
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2091
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14042

Другие новости