0
2800
Газета Культура Интернет-версия

12.12.2021 19:13:00

Простые вещи Бориса Кочейшвили

"Я и Они" художника на выставке в Новой Третьяковке

Тэги: новая третьяковка, выставка, борис кочейшвили

On-Line версия

новая третьяковка, выставка, борис кочейшвили Борис Кочейшвили и его портрет работы Аделаиды Пологовой. Фото агентства «Москва»

Показать в Третьяковской галерее работы Бориса Кочейшвили, в котором художник неотделим от поэта, искусствовед, галерист и куратор Тамара Вехова мечтала много лет: говорили об этом еще в 2013-м, когда в Русском музее шло его «Простое лето» (см. «НГ» от 20.08.13). И вот случилось: в Новой Третьяковке идет выставка «Я и Они» с ретроспективным акцентом (более 100 произведений из частных собраний и ГТГ, ее курируют Ирина Седова и Тамара Вехова), в Доме-музее Станиславского недавно завершился показ «Я и Они. Три сестры», в котором кочейшвилиевские работы – с тремя сестрами, музами, грациями, быть может, даже с Троицей, словом, всеми Ними – ненавязчиво «закольцевали» со 120-летием постановки чеховской пьесы.

Стул на крыше, лампочка под ней тщится пролить сколько-нибудь света на потертую жизнью дверь с надписью «Выход есть» – архитектор Алексей Подкидышев нагородил в 38-м зале Новой Третьяковки комнат, будто бы в мастерской или на чьей-нибудь даче, с мягким светом и большими проемами-«окнами». «Я и Они. Они и Я» – слова, почти полвека назад написанные на двери мастерской, где сейчас – «Выход есть».

Немножко 1970-х, много недавних рисунков, картин, картин-рельефов. В кочейшвилиевском пейзаже живут малевичевские супрематические крестьянки, в прорубленное невесть куда среди леса окно глядит фридриховская героиня, к «Любительнице абсента» Пикассо пришла под кухонный абажур снулая подружка, и стали они «Любительницами Пикассо» – игра в классику сменяется его удивительными картинами-рельефами, где минимум цвета, преимущественно белого, дают и свет, и объем, где молчаливость и повторяемость простых мотивов (а может быть, все это вариации одного мотива) – три сестры, завтрак, женщины, архитектура – поднимаются на метафизический уровень. Борис Петрович над громкими, пафосными словами, пожалуй, посмеялся бы. Он скорее о том, что между строк, что происходит между словом и образом, светом и тенью, бытом и ощущением.

Живописность картин-рельефов – в обескураживающей рукотворности: гипс, мастихин, как бы случайные, как будто в наброске, движения руки, рамки вселенной, за которые Кочейшвили раз за разом выходит, тоненькие, трепетные эскизные тени, отбрасываемые такими же силуэтами, почти безыскусные мотивы – и щемящее ощущение камерности, хрупкости, поэзии простоты, интимного разговора. Который можно вести годами, потому что время здесь остановилось, и это к лучшему. «Если у вас/ окажется такая возможность/ лечь вдоль стены и телескопически/ высунуть голову/ в пустой пейзаж/ я бы вам/ посоветовал», – из его стихов.

Кудрявый тоненький юноша, книга или кипа бумаг, его рисунки – в 1977-м скульптор Аделаида Пологова (1923–2008), которую Кочейшвили называет главным своим и учителем, и другом, вырезала в дереве и раскрасила беспокойную, неугомонную фигурку художника. Тут же один из его оммажей ей, коллаж с Серафимом Саровским из серии «Пологова в пейзаже».

Кочейшвилиевские персонажи, на рисунках ли, в живописи или гипсовые, но, кажется, бесплотные, часто без лиц, ну, или с лицами «Чудаков» – никто и нигде, люди в толпе. Немного герои большой пьесы. Немного, наверное, все мы. Другой стороной этого «никто и нигде» делается бесконечность пространства и бесконечная же протяженность времени, не знающие суеты простые вещи, дающие успокаивающее ощущение, что, может, и правда, выход есть. «Оставьте/ меня/ в покое/ увидите/ в какое/ движение/ приду я/ в какое». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2195
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2093
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14043
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9120

Другие новости