0
6168
Газета Культура Интернет-версия

28.12.2021 17:47:00

Из искусства извлекли покой вместе с радостью

В петербургском Манеже ищут идиллию

Тэги: петербург, манеж, выставка, покой и радость


петербург, манеж, выставка, покой и радость Эту живопись посетители могут просто впитывать, не вдаваясь в подробности. Фото со страницы ЦВЗ «Манеж» в «ВКонтакте»

Выставка «Покой и Радость» должна была открыться к Культурному форуму. Форум отменили, «Покой и Радость» остались. Куратор, ректор Санкт-Петербургской академии художеств, глава попечительского совета петербургского Манежа Семен Михайловский задумал проект без «душераздирающих драм, пылких страстей». Там, как он говорил в интервью Art Newspaper Russia, «никаких катаклизмов, никакой зауми». По 36 музеям собирали картины 100 художников, от Боровиковского до Борисова-Мусатова, но здесь много и плохо известных широкому зрителю имен. Пожалуй, как раз они представляют главный интерес.

Петербургский Манеж еще ищет свой выставочный почерк, но его проекты вписываются в тенденцию «сделайте нам эффектно», общую для многих наших музеев. В Манеже плюс к тому любят музыку – прежде скульптуру здесь пытались вписать в оперные арии (см. «НГ» от 29.03.21), сейчас «Покой и Радость» открывают разделом «Увертюра», и в целом все «общество» картин озвучивают саундтреком Антона Батагова да предваряют парящими в атриуме облаками (архитектура Агнии Стерлиговой). С них даже спускаются качели: можно присесть, но воспарять смотрители не советуют – радость все-таки ограничена покоем.

Ставка сделана на то, чтобы впитывать, не вдаваясь в подробности. Размеренность усадебной жизни с храмами Аполлона и Терпения, тихий быт городских интерьеров, виды Италии, луга-деревца средней полосы, лето, зима… умиротворенность человеческих лиц, будь то самые читающие, как тут хочется верить, в мире дети, господа и дамы, хоть с арфой, хоть с цветочным горшком, хоть ряженые в крестьянок. Всё по списку: «Увертюра», «Bel paese», «La nature», «Russe», «La vie privée», «Эпилог» плюс список действующих лиц (художников) в каждой части. Всё. Хотя в конце концов здесь есть просто много любопытных картин (и немножко графики), написанных часто не самыми очевидными художниками и привезенных из музеев от Карелии до Бурятии, что само по себе заманчиво.

Если интерес возобладает над созерцанием, обнаружится несколько внутренних маршрутов. С одной стороны, это венециановская школа, Алексей Тыранов с видом мастерской художников Чернецовых (тоже героев нынешней выставки), получивший вольную крепостной Федор Славянский, чья «Девушка в лесу» очень зависима от влияния учителя, Василий Аврорин с удящими из беседки рыбу господами. В упомянутом интервью Семен Михайловский обмолвился, что его главным героем должен был стать как раз Венецианов с учениками, но венециановская выставка идет сейчас в Третьяковке.

Жанр «в комнатах», разумеется, шире школы Венецианова, и отечественные аналогии с бидермайером – еще один вектор идиллического проекта. «В комнатах» Алексея Боброва нерадивый мальчишка, пока отец отвлекся, прильнул к трубке, у Ивана Клюквина товарищи собрались в каком-то петергофском мезонине за самоваром – и все эти стаканы чаю да чего покрепче, подоконники в цветах, вневременные пейзажи за окном бесконечно обаятельны «бисерным» письмом и непробиваемым спокойствием.

С другой стороны, здесь есть просто довольно необычные вещи, будь то заснувшая в тумане парковая дорожка у Шишкина или кисейная барышня образца 1850-х с папиросой (!) у Петра Заболоцкого, у которого, к слову, брал уроки Лермонтов. Или необычные истории: Илья Галкин оставил много портретов, в Манеж привезли читающую девушку, но интересен он другим. Известно, что Галкин писал и императорскую семью, а несколько лет назад изображение Николая II коронационного 1896 года реставраторы обнаружили на обороте портрета Ленина. Тот сделан в 1924-м Владиславом Измайловичем, императорский парадный образ был закрашен, и в таком виде холст 90 лет хранился в здании Петровского торгово-коммерческого училища купеческого общества, в советское время отданного школе. Привезенный в Манеж портрет Екатерины Столыпиной примечателен не столько гладким академическим письмом, сколько авторством: Петр Захаров был единственным в XIX веке профессиональным живописцем чеченского происхождения. Его историю как пример российского колониализма недавно представлял на II Триеннале современного искусства в Гараже Аслан Гойсум. В 1819 году мать будущего художника была убита, когда русские войска разрушили аул Дади-Юрт, по распоряжению Ермолова мальчика усыновил солдат Захар, позже Захаров попал в семью дяди Ермолова, в 1830-х был принят в Академию художеств, но когда попытался получить право на поездку в Европу, «царь лично исключил его имя из списка кандидатов».

Выставка могла бы быть собранием историй о художниках, моделях. За отсутствием оных она стала не только идиллической, но и очень патриотической в силу предопределенности переживаний: к чему стремиться, чем гордиться, что любить. Как приятно смотреть на моря и облака, считать березки и растить детей. Кураторская цель была четко озвучена, и брюзжать нет смысла. Как говорил герой совсем другого искусства Дмитрий Александрович Пригов, «чего же вам еще-то надо»?.. Впрочем, самое главное – и как раз оно отчасти меняет общее впечатление – в финале. Осколки исчезающего мира – как на подносе разложенные миниатюрные старинные портреты. Среди них есть фотографии цесаревича Николая Александровича и юного Владимира Ульянова… Интонационно вся долгая прежняя идиллия становится дорогой разрушения.

Со временем Манеж, наверное, сформирует свой выставочный стиль. Пока тут перебирают темы, в планах на ближайшие пару лет и проект о скейтбордистах, и выставки Эрика Булатова, Гриши Брускина, Уильяма Кентриджа и Тихару Сиота. У всех у них за последние 10 лет прошли показы в Москве, у Булатова и Сиота – в московском Манеже, но экспозиции-блокбастеры специализацией этой институции были недолго, и с тех пор она сменила курс. В петербургском Манеже в марте откроют первую в России долгожданную большую выставку недавно ушедшего Кристиана Болтански. 

Санкт-Петербург–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2202
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2099
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14046
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9124

Другие новости