0
4616
Газета Культура Интернет-версия

11.01.2022 19:07:00

Анна Лепорская: Курс на фарфор

В Русском музее идет вторая выставка, посвященная дару Нины Суетиной

Тэги: русский музей, выставка, анна лепорская

On-Line версия

3-7-3480.jpg
Анна Лепорская. Псковитянка. 1934. 
Фото предоставлено
Государственным Русским музеем
У Русского музея (ГРМ) самое большое собрание работ ученицы Малевича Анны Лепорской. После кончины художницы в 1982 году архив Лепорской – не только документы и ее произведения, но и работы Малевича, мужа Лепорской Николая Суетина и Ильи Чашника – хранила дочь Николая Суетина Нина. Часть работ она отдала в Третьяковскую галерею, а в 2015 году решила подарить архив ГРМ. Через год ее не стало – дело завершила друг и наследница Раиса Стримайтис. В этом архиве больше 600 рисунков, 12 картин и 246 произведений в фарфоре, выполненных Лепорской. В 2018-м Русский музей представлял 117 рисунков Малевича из этого поступления, вторая в архивном цикле выставка, «Анна Лепорская. Живопись. Графика. Фарфор», открылась в Михайловском замке, третью посвятят Суетину и художникам его круга.

Возможна или «супрематическая живопись, которая целиком уживется с супрематической архитектурой, или «такого типа живопись, как его (Малевича. – «НГ») крестьяне. Вот такие Лики». Это слова из блокнотной записи разговора с учителем, датируемой августом 1927 года. В выставочном каталоге ведущий научный сотрудник отдела новейших течений ГРМ Ирина Карасик выделяет этот конспект, ведь выходит, что возврат супрематиста к фигуративному искусству, ко второму крестьянскому циклу, случился раньше, чем принято считать. Архив Лепорской проливает новый свет не только на ее творчество.

Что до выставки, вынесенная по исторически-иерархической привычке в заглавие на первые позиции живопись на самом деле тут в меньшинстве. Как и в наследии Лепорской. Здесь в основном показана не та Лепорская, которая с Константином Рождественским и Николаем Суетиным (к слову, в конце 1920-х он уведет художницу как раз у Рождественского) помогала Малевичу с «триптихом» «Черный квадрат», «Черный крест», «Черный круг» в 1923-м. От той – уже постсупрематизм, знаменитая живописная «Псковитянка» 1934-го в духе второго крестьянского цикла Малевича, но как будто бы с лицом с картин Петрова-Водкина (у него она проучилась два года). «Псковитянку» Лепорская подарила музею за год до смерти, в 1981-м. Гегемоны теперешнего показа – фарфор, архивные документы и графика: эскизы для фарфоровых изделий, немного портретов (в том числе сделанное в конце 1920-х абсолютно реалистическое изображение отца-священника) и длинная вереница пейзажей начиная с 1920-х, когда «полосатые» поля и холмы выглядят родственниками геометрической «Композиции», и дальше к лирическим зарисовкам (еще Малевич определил ее художественную направленность как «вангоговизм. Сезаннизм»).

«Живописи вообще было не так много, – комментирует старший научный сотрудник отдела рисунка ГРМ Людмила Вострецова. – Лепорская ведь перешла на фарфор, с ним связана большая часть материалов». Фарфор и прежде составлял ядро собрания художницы в ГРМ. Если на 1930-е пришлось несколько проектов оформления интерьеров, в том числе зала искусств на Всемирной выставке 1937-го в Париже, то в 1940-х работа с фарфором постепенно выходит на первый план. Лепорская пришла в художественную лабораторию Ленинградского фарфорового завода в 1940-м, чтобы искать новые формы для массовой продукции, но через год завод был эвакуирован. Она осталась в блокадном Ленинграде, в 1942–1943 годах участвовала в оформлении Музея партизанского движения, получила должность художника-партизана (была такая в Ленинградском штабе партизанского движения), а еще, например, делала эскизы оформления опустевших – после того как убрали клодтовские скульптуры – постаментов на Аничковом мосту. К фарфору и экспериментам заводской лаборатории художница вернулась в 1943-м, а через пять лет стала штатным сотрудником ЛФЗ.

«Датский» повод обратиться к формам авангарда в фарфоре появился в 1967 году, когда отмечали полвека Октября. Лепорская тогда предложила лаконичную форму сервиза «Новый» с супрематическими элементами в росписи. Вывести в объем, правда, удалось лишь основанный на этой форме сервиз «Гербовый» – на выставке впервые показывают рисунки с вариантами супрематических росписей. Но когда смотришь на фарфор en masse, кажется, супрематические отзвуки в нем вдруг возникали и до того, и после. В том, например, как в тарелках и блюде сервиза «Русский лубок» 1964 года широкие цветные полосы становятся формирующим композицию элементом. Или в том, как сервиз 1975-го «Снопы» вольно откликается в том числе на второй крестьянский цикл Малевича. Лепорская вообще была благодарной ученицей, и даже официально, разумеется, пропущенное 100-летие мастера отметили лишь в ее мастерской: по словам Ирины Карасик, ученики тогда создали «свой, новый квадрат во имя верности «нулю форм». Это ученичество – как бы нерв творческой биографии, в которой, вместе с историей века, было разное: с одной стороны, ваза «Сталин (Строители коммунизма)» 1949-го, с другой, скажем, сервиз «Ленинград», продолживший обозначившуюся у Лепорской в 1960-х «белую линию» нерасписного фарфора и получивший Гран-при на Международной выставке керамики в Праге в 1962 году.

«Этот архив оказался для нас очень ценным, – говорит завотделом рукописей ГРМ Нина Шабалина, – в частности, потому что там есть материалы, связанные и с Суетиным, и с Лепорской, и с Малевичем (у нас есть материалы, связывающие Малевича с учениками, а здесь ситуация обратная). Образовавшийся в музее фонд Лепорской – наверное, один из самых больших наших архивных фондов после Бенуа, где больше 4000 единиц. Поступили рисунки, записки, личные документы, медали, которыми художница была награждена, и очень много фотографий». «Теперь, – продолжает завотделом рисунка Наталья Козырева, – мы можем говорить, что у нас крупнейшее собрание Лепорской. И крупнейшее собрание рисунков Малевича, поскольку 117 листов, которые к нам поступили, очень сильно расширили нашу коллекцию. На будущий год сделаем выставку Суетина и Чашника, может быть, добавив еще художников их с Лепорской круга – Константина Рождественского и Льва Юдина». 

Санкт-Петербург–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2202
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2098
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14045
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9124

Другие новости