0
4627
Газета Культура Интернет-версия

24.05.2022 18:08:00

Театр без пыльных кулис. "Моссовету" к юбилею еще предстоит вспомнить об истоках

Тэги: театр, моссовет, столетний юбилей, премьеры


театр, моссовет, столетний юбилей, премьеры Как театр поведет диалог со зрителем, решается именно сейчас. Сцена из спектакля «Человек в закрытой комнате». Фото с сайта www.mossoveta.ru

Театр имени Моссовета завершает предъюбилейный сезон – разномастный не только на премьеры, но и на и театральные интриги. Театр остался без двух главных звезд, собирающих кассу, а вышедшие премьеры от разных режиссеров обнажили пропасть между привычным существованием театра последних лет на спектаклях звездных составов и попыткой выстраивания иной модели новым худруком Евгением Марчелли. Театра не столько актерского, сколько режиссерского. Впрочем, все это в истории «Моссовета», безусловно, было (вспомнить только эпоху Юрия Завадского или эпоху Павла Хомского), но успело растеряться.

Некоторая экзальтация, сопроводившая уход Виктора Сухорукова из «Моссовета» в начале сезона, неожиданно уравновесилась в его конце – только что народный артист разорвал отношения и с Театром Вахтангова, так что личные решения в канун собственного 70-летия вполне можно интерпретировать и как частную смену курса. Александр Домогаров заявил об уходе из «Моссовета» в середине сезона. Свои два из четырех названий в афише в мае народный артист еще должен сыграть. О «стилистических» разногласиях с новым худруком Домогаров не раз в нелицеприятных выражениях (и зачастую с «перевернутой» логикой) заявлял публично, хотя очевидно, что дело в первую очередь касается трудовой дисциплины.

Так или иначе, в «заслуги» Марчелли теперь ставится потеря театром двух знаменитостей (хотя Сухоруков ушел из-за разногласий в ходе репетиций с Юрием Ереминым), не слишком удачные первые премьеры, да, в сущности, весь театр словно разделился на «за» и «против»... «Фрекен Жюли» на Малой сцене и «Жестокие игры» на Большой действительно сложно назвать театральными открытиями. Обе постановки в очередной раз предъявили крепкое режиссерское ремесло Марчелли, который умеет раскрывать артистов и выстраивать полнокровную художественную реальность на сцене. Другой вопрос, что конкретное название могло не удаться (так случилось с «Жестокими играми», где режиссер переоценил силу собственной интерпретации драматурга), но от того лишь любопытней следующий шаг – сейчас Марчелли репетирует «Гамлета».

А вот другая шекспировская постановка «Моссовета», которую почитатели знаменитой четы, Андрея Кончаловского и Юлии Высоцкой, ждали два сезона, не оправдала ожиданий. Интригующая задумка Кончаловского – поставить вслед за чеховской трилогией шекспировскую (комедию, драму, трагедию), которую играла бы, словно бродячая труппа, одна и та же группа артистов, – воплотилась в более чем скромной попытке прочитать «Укрощение строптивой» на сцене по ролям в париках и исторических костюмах.

Шекспировский юмор как-то незаметно сдрейфовал в телесный низ, но не тот, балаганный, ярмарочный, скорее – застенчиво- школьный, а иногда и пустовато скабрезный. Задачи артистов свелись к сценическому освоению стихотворного текста. Режиссерская интерпретация – к разведению выходов и легкому антуражу предвоенной Италии, который и к финалу никак «не выстреливает»; иными словами – содержание отдельно от формы, а смена эпох как повод пощеголять в платьях 30-х годов. Впечатление спасают разве что свежие лица: Кончаловский, пригласив в постановку, привел стажерами в театр выпускников своей мастерской в ГИТИСе – вдохновенных юных актеров, блещущих отточенными навыками и искренними эмоциями. Мудрый шаг педагога и большого режиссера, только вот кинорежиссера...

Альтернативой театру пыльной кулисы стала другая весенняя премьера «Моссовета» – «Человек в закрытой комнате» на «Сцене под крышей». Название – новое. Драматург, как и режиссер, – оба по большому счету дебютанты (Татьяна Загдай / Павел Пархоменко). Но тут важнее не достоинства работы, их, возможно, даже меньше, чем минусов: тут и актерское «плюсование» вместо исповедальности, необходимой новой драме, и ходульность социальных портретов вместо живых героев, и чрезмерное режиссерское переигрывание с жанром, и драматургические клише. Сюжет рассказывает о «лимитчице», вернувшейся на малую родину хоронить отца и попадающей с трупом в бесконечные передряги. Этакая история отцов и детей, приправленная бандитской романтикой.

Для театра важнее возможность появления этого спектакля. Серьезный, а не снисходительный или тем более не цензурный взгляд на новую драматургию, карт-бланш начинающим режиссерам – все это и раньше отличало стиль худрука Марчелли, тогда – в Театре им. Федора Волкова, что и стало залогом успеха – театра, не стоящего на месте. Неочищенный «язык улиц», та самая «чернуха» – все то, что сегодня может стать триггером для охранительной части публики, эти атрибуты кальки современности на сцене, для академического театра и сегодня вызов, и только руководитель, желающий театру развития, а не стагнации, не испугается разрешать и поддерживать эксперименты. И ведь у Театра Моссовета, стоит отдать должное истории, замечательная традиция камерной сцены, с 60-х годов представляющая публике постановки современников – о современниках.

В 2023 году Театр имени Моссовета отметит столетие. Помимо ремонта и переоснащения здания в саду «Аквариум» (где театр располагается с 1959 года), что крайне необходимо и, остается надеяться, будет поддержано городом, театру нужна творческая перезагрузка. Чтобы шагнуть в свой новый век, не изменив принципам, с которых коллектив начинался в 1923-м. Поиск диалога с новым зрителем, виденье актуального содержания и остросовременной формы. 


Читайте также


Очередной завидный холостяк в поиске, "Цирк!" с животными и "Волшебный участок" с нечистью

Очередной завидный холостяк в поиске, "Цирк!" с животными и "Волшебный участок" с нечистью

Вера Цветкова

О ближайших телепремьерах: что-то новое, а что-то хорошо забытое старое

0
2711
Никита Кобелев: "Время ставит большие вопросы и требует хотя бы попытки найти ответы"

Никита Кобелев: "Время ставит большие вопросы и требует хотя бы попытки найти ответы"

Елизавета Авдошина

Главный режиссер Александринского театра – о "Воскресении", китайских "Лягушках" и новой роли Тихона Жизневского

0
3725
Гергиев запустил процесс творческой диффузии

Гергиев запустил процесс творческой диффузии

Маэстро обходится без юридического объединения Большого и Мариинского театров

0
5143
Жанр стендапа приходит в театр

Жанр стендапа приходит в театр

Елизавета Авдошина

Артисты "Сатирикона" и МХТ им. Чехова пробуют силы на новой творческой территории

0
3761

Другие новости