0
3982
Газета Культура Интернет-версия

08.11.2022 18:14:00

Время шепчет звука узор

"Я слышу тебя" Сергея Филатова в Московском музее современного искусства

Тэги: современное искусство, ммси, выставка, саунд художник, сергей филатов, инсталляции


современное искусство, ммси, выставка, саунд художник, сергей филатов, инсталляции Филатовские объекты балансируют на грани лирики и физики. Фото с сайта www.mmoma.ru

В здании Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре подходит к концу выставка одного из самых ярких наших саунд-художников – музыканта Сергея Филатова. Уже известные и новые звуковые и кинетические инсталляции, как всегда у Филатова, сложно технически устроенные, воспринимаются в первую очередь чувственно, медитативно.

Медитативный ритм задан «с порога», в первом же затемненном зале с эдаким оркестром без людей. Импровизированный «оркестр» состоит из механизмов, напоминающих пюпитры, каждый объект издает негромкие, «небыстрые» щелчки, все это сливается в единое звуковое полотно. Помимо названия «Вокруг собственной оси» имеется поэтичный подзаголовок «В плавном ритме реального времени созерцаю тонкий звука узор». Другая сторона медали – описание: «Перкуссионный звуковой узор образуется за счет периодического соприкосновения плектров и лепестков из алюминия. Ансамбль звуковых скульптур исполняет композицию, написанную художником при помощи программного кода». Филатовские объекты балансируют на грани лирики и физики, ощущения хода времени и вместе с тем умения из него выключиться.

«Ансамбль» и «партитура звука» – из ключевых в искусстве Филатова понятий. Партитуры, программы, придуманные для отдельных звуковых скульптур, составляют один ансамбль на уровне всей инсталляции, а еще один – на уровне выставочного маршрута. Общий звуковой ландшафт (в отдельных случаях звук заменен светом, как в объекте «Кинетика луча» с «бескрайними молчалями» так и эдак преломленных световых лучей), медитативно увязывает контрасты ритмических последовательностей, звуков разной высоты, как будто даже по-разному не только услышанных, но и осязаемых. То стаккато, то каких-то гулких, замедленных.

Филатов начинал с живописи, свой стиль, как он говорил в одном из интервью, определял «близким к абстрактному сюрреализму». И когда два года назад в галерее «Триумф», чей куратор Марина Бобылева готовила нынешний проект, представляли филатовские «Две точки на гладкой поверхности», саунд-арт был как раз «обрамлен» холстами, то напоминавшими мандалы, то развоплощавшимися во фланирование цветных пятен. В том же интервью художник рассказывал, как увлекся коллекционированием индийских инструментов, в какой-то момент решил «видоизменять их», а потом стал писать свою музыку. Она основана на звуке, рожденном движением механизмов и программными кодами.

Во всей этой истории завораживает не только эстетизация самих механизмов, то похожих на поющие чаши («Поле флуктуации»), то помещающих зрителя в какой-то диковинный лес (когда зал делят инсталляции «Плоды времени» и «Соноры»). Завораживает принцип работы художнической энергии: просчитать и состыковать мельчайшие детали, создать сложный, хитросплетенный механизм, чтобы получить как бы очищенный от всего лишнего лаконичный образ. Наверное, потому и точкой выставки сделан самый лаконичный объект: «Вся красота, вся мудрость – внутри тебя». 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2168
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2077
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14033
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9109

Другие новости