0
4497
Газета Культура Интернет-версия

22.01.2023 19:20:00

Постмиланский "Борис Годунов"

Ильдар Абдразаков вернулся в Большой через месяц после триумфального открытия сезона в "Ла Скала"

Тэги: большой театр, опера, борис годунов, ильдар абдразаков, театральная критика


большой театр, опера, борис годунов, ильдар абдразаков, театральная критика Ильдар Абдразаков (справа) на сцене Большого театра в партии Бориса Годунова в исторической постановке Леонида Баратова 1948 года. Фото Дамира Юсупова/Большой театр

Самый знаменитый бас России, а может быть, на сегодняшний день и всего мира, вновь на сцене московского Большого театра в своей коронной партии Бориса Годунова в исторической постановке Леонида Баратова 1948 года, по-прежнему являющейся главным оперным брендом главного театра страны. Он уже пел в этом спектакле два года назад, но теперешнее явление – особое. Всего месяц назад Абдразаков дебютировал в знаковой партии в Милане, на открытии сезона самого знаменитого итальянского театра: неизбежно все взоры 7 декабря любого года прикованы к сцене «Ла Скала».

На этот раз ажиотажа было гораздо больше обычного. Русская опера в Мекке меломанов на фоне украинских протестов и крайнего обострения российско-европейских отношений, но в присутствии первых лиц правящего истеблишмента ЕС – это настоящий скандал. Несмотря на отдельные попытки отмены русской культуры (например, премьеру этой же оперы Мусоргского в апреле аннулировал Большой театр Варшавы), постановка датчанина Каспера Хольтена все же открыла миланский сезон – музрук «Ла Скала» Риккардо Шайи с подачи Абдразакова запланировал «Бориса» несколько лет назад и ничего менять не стал. Половина состава – певцы из России: в том числе Станислав Трофимов, спевший монаха-бражника Варлаама – в московском спектакле он исполняет по-белькантовому вокально безупречно партию смиренного летописца Пимена.

За политико-новостными сенсациями совершенно оказалась на периферии внимания художественная составляющая события. А жаль: четвертый Борис Абдразакова (после Парижа, Москвы и Владивостока) стоил того, чтобы на него обратить внимание – большой певец и большой артист после работы с мэтром Шайи делает своего героя еще тоньше психологически и драматически весомее. Это заметно не только по трансляции из Милана, но и по последним московским спектаклям – магические проникновенные пианиссимо в финале, когда умирающий царь молит пощадить его детей, не могут не растрогать даже самое черствое сердце. И тут же взрывные форте, спетые неистово: они опаляют зал гневом и болью.

Партия Бориса – идеальна для Абдразакова. Мусоргский писал ее в расчете на драматического баритона, но почти сразу ее полюбили басы: они, как правило, действительно смотрятся в ней органичнее, способны дать образу необходимые глубину и масштаб. Бас-кантанте Абдразакова – голос шаляпинского типа – без труда справляется с экстремальной тесситурой, при этом исполинская мощь голоса и его тембральная насыщенность сообщают преступному властелину и подлинную царственность, и надломный трагизм. Без преувеличения идеальна и роль. Внешние данные певца – попадание в яблочко: безграничное мужское обаяние и королевская стать в сочетании с легким намеком на азиатскую экзотичность (по одной из версий предком царя был золотоордынец мурза Чет) делают его беспроигрышным Борисом. Ювелирное владение палитрой актерских средств и безусловный дар перевоплощения позволяют не потеряться самым тонким нюансам интерпретации даже в циклопическом зале Большого в формате русской гранд-оперá.

Спектакль Хольтена актуализирует историю Годунова: через образы окровавленных детей (не только призрака Дмитрия Угличского, но и собственных отпрысков царя – Ксении и Федора), окружающих измученного совестью и недобрыми предчувствиями властелина, режиссер пытается говорить языком метафор и обобщений, приравнивая знакового пушкинского героя к шекспировским царственным злодеям – Макбету и Ричарду Третьему. Некоторые находки мимики и интонаций миланской работы Абдразаков перенес теперь и в московское решение, обогатив традиционную версию современным психологизмом, быть может, менее откровенно театрального, но более хрупкого, подспудного порядка. Однако получилось гармонично, а не противоречиво: ведь основа образа у Абдразакова была готова еще и до Милана, а силой своего таланта он синтезировал вновь найденное с прежним и органично вписал результат в эстетику баратовской классики.

Парадному знаковому спектаклю Большой традиционно отдает лучшие силы, тем более по случаю такого выдающегося гастролера. Нежная, трогательная Ксения Альбины Латиповой (в этой маленькой партии в Большом всегда пели замечательные певицы – вспомним Галину Калинину или Маквалу Касрашвили), стихийно разухабистый Варлаам Валерия Гильманова, щемяще надрывный Юродивый Константина Артемьева – партии разного калибра составляют колоритную мозаику. Пронзительный славянский тенор Олега Долгова с невероятно четкой дикцией составляет в партии Самозванца гармоничную пару со звонким и сочным меццо Ксении Дудниковой – Марины Мнишек, в интонациях и посыле которой отчетливо слышится что-то архиповское. Невероятный хор и чуткий оркестр Большого под управлением екатеринбургского маэстро Константина Чудовского довершают картину музыкального праздника.

Живые миланские впечатления сегодня большинству россиян недоступны: но Москве удалось вкусить чуточку самого первоклассного оперного музицирования. В отличие, например, от Нью-Йорка: Ильдар Абдразаков по собственной инициативе приостановил свои отношения с Метрополитен-оперой в знак солидарности с Анной Нетребко и Хиблой Герзмавой, пострадавшими от антироссийской политики интенданта Питера Гелба. В инаугурации московского конкурса последней Абдразаков, кстати, принял участие – как раз между спектаклями «Бориса». В остальном его международная карьера насыщена в не меньшей степени, чем до 24 февраля прошлого года – в ближайшие месяцы певца ждут в Чикаго, Бостоне, Монте-Карло, Неаполе и вновь в Милане. Впрочем, и в России он частый гость: за две недели до «Бориса» спел в Концертном зале Чайковского в «Итальянке в Алжире», а в конце января выйдет в родной Мариинке в вердиевских «Аттиле» и «Сицилийской вечерне». 


Читайте также


Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Ольга Соловьева

Для контроля перевозок на Крайний Север создадут цифровой мониторинг

0
2357
Правительство Нетаньяху не исключает, что Эрдоган разыграет сирийскую карту

Правительство Нетаньяху не исключает, что Эрдоган разыграет сирийскую карту

Игорь Субботин

Турция может попытаться погасить внутренние беспорядки за счет обострения отношений с Израилем

0
2859
Израиль лишил сектор Газа передышки

Израиль лишил сектор Газа передышки

Игорь Субботин

Нетаньяху вернулся к военному давлению на ХАМАС

0
2056
Удары США по хуситам приблизили войну с Ираном

Удары США по хуситам приблизили войну с Ираном

Силовые сценарии требуют учета широкого круга ближневосточных игроков

0
6914

Другие новости