На церемонии награждения участники оказались обласканными со всех сторон. Фото Евгения Евтюхова предоставлено пресс-службой конкурса
В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко подвели итоги 1-го Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров – смотра талантов, учрежденного оперной дивой Хиблой Герзмава.
На протяжении нескольких дней здесь звучали знаменитые арии как в фортепианном, так и симфоническом сопровождении в исполнении артистов из России, Беларуси, Армении, Франции, Китая, Бразилии... Три тура у вокалистов и два у концертмейстеров, проходившие на Основной и Малой сценах театра, оценивало жюри, а также зрители как в зале, так и в онлайн-режиме. Конкурс, который организаторы планировали провести в камерном формате, в итоге разросся до события международного значения – вокальный конкурс Чайковского, как его окрестили в кулуарах.
А имена победителей и других полюбившихся участников уже называют голосами нового поколения. Не исключено, что их ждет впечатляющая карьера, солидные ангажементы, достойные театральные работы и, конечно, минуты славы в лучах софитов. Об этом намекала церемония награждения конкурса, на которой одним только вокалистам устроили аттракцион неслыханной щедрости. Так, режиссер Андрей Кончаловский подарил свою книгу, ректор Московской консерватории Александр Соколов предоставил возможность выступить в Большом зале, худрук театра имени Станиславского Александр Титель и вовсе пригласил обладателя Гран-при в оперную труппу. Можно сказать, участники оказались обласканными со всех сторон – и это только начало.
На конкурсе первыми «отстрелялись» концертмейстеры – имена победителей были названы раньше, чем у вокалистов. За два тура участники полностью оправдали необходимость введения этой отдельной категории: наблюдать за тем, как работает концертмейстер-коуч с конкурсантом-вокалистом или приглашенным артистом, было довольно любопытно. Словно стремясь подчеркнуть значимость фортепианного аккомпанемента, многие перетягивали на себя одеяло, вырываясь на авансцену, но большинство концертмейстеров все же выстраивало деликатный, гармоничный диалог с певцом, при этом не уходя в вынужденную тень.
Особенно «жарким» получился третий тур, где концертмейстерам приходилось создавать вместе с вокалистом стратегию той или иной арии: не только объяснять, как нужно взять звук, но и что за собой скрывает реплика героя. Порой эти обсуждения и импровизации превращались в настоящие театральные сценки, в которых обнаруживалось одновременно сильные и слабые стороны участников. Результаты жюри распределились справедливым образом, и критиковать их было бы крайне трудно, настолько точно выступления пианистов соответствовали местам. Третью премию получила Елена Вардазарян (Армения), которая запомнилась своей деликатной и вместе с тем уверенной работой с вокалистами. Вторая досталась Марку Вазе – пианисту Молодежной оперной программы Большого театра, удивившему смелыми интерпретациями. А безоговорочным победителем стал опытный концертмейстер из Мариинки Василий Попов, окончательно покоривший жюри эффектным номером из «Итальянки в Алжире» Россини и оказавшийся на голову выше своих соперников.
У вокалистов и общий уровень участников, и развитие «сценария» конкурса оказались совсем иными. К вокалистам было больше внимания (как, скажем, к пианистам на конкурсе Чайковского), им предстояло выступать не только сольно, но и в дуэтах с приглашенными солистами, не только под фортепианный аккомпанемент, но и в сопровождении оркестра Театра им. Станиславского. И самое главное, исполнять стилистически разный репертуар – от «обязательного» Моцарта и номера из оперетты до частушек Родиона Щедрина и народных песен своей страны.
Как и на любом конкурсе, не все смогли пройти испытания: кто-то не справился с акустическими особенностями зала, кто-то элементарно переволновался, а кто-то, как, например, Елизавета Пахомова, ярко проявившая себя в первом туре, в третьем неожиданно не справилась интонационно и технически с «коварной» арией Мими. Впрочем, для кого-то огрехи не стали концом пути. Китаец Юнхан Дон откровенно забыл слова и несколько раз начинал петь заново, но это не помешало ему пройти дальше. Как и его соотечественнику Ливей Хоу, которого жюри сначала не пропустило в третий тур, а потом, по решению председателя Хиблы Герзмава, вновь вернуло в конкурс. В итоге он и занял второе место, разделив его с харизматичным басом Глебом Перязевым.
Важно, что на конкурсе Хиблы Герзмава практически не было новичков, многим эти вокальные «баттлы» лишь украсили творческую биографию и продолжили карьеру. Исключение составил 18-летний контратенор с невероятно самобытным, но пока еще технически несовершенным тембром голоса Артуш Полеян, который получил всего лишь спецпризы (один из них от Московской филармонии – «за уникальное дарование»), оказавшись буквально «зажатым» старшими коллегами по конкурсу.
Бас Алексей Кулагин – он и стал обладателем Гран-при конкурса – выпускник «Молодежки» Большого театра, имеющий солидный багаж оперных арий. Неудивительно, что артистизм Кулагина, мастерское владение голосом, сценическая свобода, позволившие стабильно уверенно выступить во всех турах, и привели его к победе и премии в размере 2,5 млн руб. Первое место разделили представители Мариинского театра – сопрано Ольга Маслова (Приморская сцена) и баритон Вячеслав Васильев (Петербургская сцена): оба выступали достаточно ровно, без характерных взлетов и падений, от этапа к этапу проявляли себя как великолепные драматические артисты, способные проживать чувства своих героев. Третью премию вручили очаровательным вокалисткам из Санкт-Петербурга и Москвы Екатерине Савинковой и Марии Лупаревой (последняя, к слову, только оканчивает Московскую консерваторию).
Теперь за судьбой лауреатов 1-го Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава будут пристально следить любители оперного искусства, а худруки музыкальных театров и концертных площадок наверняка уже потирают руки в ожидании будущих дебютов на их сценах. Конечно, жюри могло бы отметить памятными подарками и не прошедших в полуфинал и финал участников – нельзя сказать, что их номера не запомнились: откровенных аутсайдеров на конкурсе Хиблы Герзмава не было.