0
5139
Газета Культура Интернет-версия

31.01.2023 18:44:00

Музей Анатолия Зверева открыл новую площадку выставкой "Прогулки мечтателя"

Сделал С-Ам.

Тэги: маросейка, музей, выставка, игорь шелковский, федор семенов амурский


21-7-3480.jpg
Скульптуры Игоря Шелковского, остовы
фигур – это знаки.
Фото со страницы «Музей AZ» в «ВКонтакте»
Новое музейное пространство расположено на Маросейке, заявлено как экспериментальное, вход свободный. Выставочная программа на ближайшее будущее, правда, пока неизвестна. Открыли площадку диалогом Федора Семенова-Амурского (1902–1980) и классика неофициального искусства Игоря Шелковского. «Прогулки мечтателя» приурочены к 120-летию первого и начались в день рождения второго.

Первая персональная выставка Семенова-Амурского прошла, когда ему было 65, в московском Институте физических проблем АН. Спустя девять лет, в 1976-м, случился второй и последний при его жизни персональный показ, в московском Центральном доме работников искусств. В начале 1970-х Семенов-Амурский участвовал в однодневных андеграундных проектах с Игорем Шелковским, Борисом Орловым, Ростиславом Лебедевым, Дмитрием Александровичем Приговым… в мастерской Шелковского. Он, в свое время открывший для себя Семенова-Амурского, хотел показать его миру и в 1988-м и 1993-м устроил две выставки во Франции. В теперешнем проекте полсотни произведений Семенова-Амурского тоже происходят из коллекции Шелковского, а скульптуры самого Шелковского – из собрания Музея Зверева.

Сложность – в рамках. Семенов-Амурский, уроженец Благовещенска-на-Амуре (псевдоним Амурский – оттуда), ученик сперва Благовещенского художественно-промышленного училища, затем – ВХУТЕМАСа, где среди его наставников были и Фаворский, и Митурич, с точки зрения советской власти «формалист», вынужденный вследствие этого зарабатывать ретушированием фотографий для Большой советской энциклопедии, – так вот для себя он работал так (неизменная его подпись – «С-Ам.»), что не только в рамки официального искусства, но и в рамки нонконформизма не умещался. В фильме-интервью Игорь Шелковский вспоминает, как Семенов-Амурский советовал молодым художникам обратиться к Сезанну и явно не жаловал Ренуара. В его наследии осталась масса тетрадей с записями, и было бы интересно увидеть и их рядом с его работами.

Семеновские многочисленные пейзажи (включая написанный в 1947-м, через год после обвинения в формализме и игнорирующий это обвинение), какие-то сценки с людьми, с лошадьми, по отношению к которым напрашивается слово «архетипические», – впитали не то чтобы сезанновское чувство объема, скорее свободу движения кисти и стратегию обобщения. Впрочем, в этом, в вязи разноцветных мазков, можно увидеть одновременно влияние Боннара и – порой – простоту детского рисунка. «Я люблю гулять в садах моего воображения» – фраза Семенова-Амурского, пересказанная в названии выставки. Искусствовед Александр Балашов пишет о «языке культуры символизма», причем не в смысле эстетики или идеи, а как о «пути проживания реальности».

Посвящение Шелковского Семенову-Амурскому – это еще и рамы, с удивительным тактом и разнообразием сделанные (он говорит, первоначально стал их делать, поскольку обрамлять в мастерской вышло слишком дорого). Они то уходят в геометрическую абстракцию, то напоминают наличники, то подхватывают ту самую живописную вязь стаккато своих элементов.

Скульптуры Игоря Шелковского – идущие люди, сидящие люди, вернее, остовы фигур – это знаки. Помимо биографического диалога между художниками как раз сосуществование в одном пространстве сцен, персонажей-архетипов с пластическими знаками составляет диалог эстетический. При всей разнице почерков: живопись и графика Семенова-Амурского в целом многословны, они и веселы, и тревожны вот этими линиями и красочными мазочками, фигуры же Шелковского, как известно, крайне лаконичны, тут скорее экспрессия молчания. Но все это размышления о том, что можно выразить и что остается интенцией. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2143
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2062
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14019
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9100

Другие новости