0
5718
Газета Культура Интернет-версия

21.02.2023 15:14:00

Евгения Добровольская сыграла солдатскую мать

МХТ им. Чехова готовится к 125-летнему юбилею

Тэги: мхт, театр, МХТ им Чехова, юбилей


мхт, театр, МХТ им Чехова, юбилей За полтора часа главная героиня спектакля проживает целый калейдоскоп чувств. Фото Александры Торгушниковой/МХТ им. А.П. Чехова

МХТ им. Чехова выпускает премьеры и готовится к своему главному событию в 2023 году. 125 лет исполнится с момента создания Художественного общедоступного театра Станиславским и Немировичем-Данченко.

Сегодня невероятным и в то же время пророческим планом кажется еще два года назад объявленная идея тогдашнего худрука МХТ им. Чехова о праздновании рубежного для театра 2023 года. Только тогда идея была в том, чтобы отметить иную дату – столетие американских гастролей МХТ (1923–1924 гг.), мировой триумф труппы Станиславского. Планировали поставить пьесу американского драматурга Ричарда Нельсона об исторических гастролях мхатовцев, причем чтобы сыграть ее затем и в Нью-Йорке, где 100 лет назад решалась судьба театра – оставаться в Америке или возвращаться в послереволюционную Россию. Анонсируя интернациональный проект, Женовач говорил, что это стало бы размышлением о том, как «люди оказываются не особенно нужны своей стране».

Новый план, объявленный худруком Константином Хабенским, сообразно обстановке абсолютно локален и традиционен: юбилей театра будет отпразднован на родной сцене в Камергерском переулке, а самые дальние юбилейные гастроли труппы запланированы в Казахстан.

Основные торжества пройдут 26 октября. В этот день театр представит премьеру постановки «Юбилей юбилеев» (режиссер – Денис Азаров, драматург мокьюментари-пьесы Юлия Поспелова). Также учреждена Премия Московского Художественного театра, которая будет вручаться ежегодно с целью поддержки молодых талантов, проявивших себя в разных видах искусства (театр, опера, балет, кино, литература, современное изобразительное искусство, классическая музыка, современная академическая музыка). Лауреаты получат статуэтки – уменьшенные копии горельефа Голубкиной «Пловец» (или «Море житейское») с фасада здания. Музей МХАТ проведет интерактивную выставку в Новом Манеже в августе-сентябре, посвященную феномену Художественного театра.

Также Хабенский объявил премьеры 2023 года, и этот список говорит о том, что ставка в связи с эмиграцией половины столичного режиссерского цеха делается на лучших представителей того поколения, которое еще недавно было скорее на втором плане, а сегодня получает в распоряжение главную драматическую сцену страны: Азаров выпускает в марте «Дядю Ваню» с многообещающим кастингом (в главных ролях – Аванград Леонтьев и Сергей Епишев); Петр Шерешевский работает над лермонтовским «Маскарадом», а Юрий Муравицкий над комедией Шекспира «Как вам это понравится» (тут, правда, скорее всего не избежать самоповтора – режиссер уже в который раз берется за английского классика, используя приемы комедии дель-арте). Историю театра призваны отразить премьеры «Цена жизни» по пьесе Немировича-Данченко, «Мое имя Вам ничего не скажет» по книге «Письма в Художественный театр 1898–1928 гг.» и вербатим «Занавес» на основе интервью с актрисами труппы. Основную интригу, кто же поставит новую версию «Театрального романа» Булгакова – худрук пока предпочитает не раскрывать.

Так что выигрышный акцент театр делает на современников или классиков глазами современников. Этому посвящен и центральный кросс-проект ближайших сезонов «АртХаб», благодаря которому уже выходят премьеры новых для МХТ режиссеров в поиске неожиданных репертуарных решений, как бы напоминая о том, что МХТ начинался как театр современной пьесы. И можно с уверенностью сказать, что, если в 2000-е театр стремился отражать новую драму «дословно», прибегая к приемам «ноль-позиции» (термин Михаила Угарова) и доктеатра с его натурализмом, суровостью, «свинцовыми мерзостями жизни», шоковым эффектом, то сегодня театр вновь возвращается к метафорической форме. Современные пьесы все так же рождаются из житейской гущи, но режиссеры стараются их художественно возвысить, редуцируя таким образом черную непроглядность действительности.

«Друг мой» (драматург Константин Стешик, режиссер Шерешевский), камерная драма о кризисе среднего возраста, поставлена как симфония, где режиссер раскладывает неприкрашенный диалог двух друзей (Павел Ворожцов и Виктор Хориняк), вышедших ночью за сигаретами и вляпавшихся в дворовые разборки, на составные части этого гармонического сочетания. Театральной условности постановке добавляет комикс по мотивам сюжета, который в режиме реального времени рисуют перформеры на глазах у зрителей.

Так же условен и метафоричен спектакль «Космос», хотя в основе его ультрареалистичный, депрессивный образ «глубинного народа». Пьеса Алексея Житковского, сценариста по образованию, конечно, тяготеет к кинодраме, не развивая характеры героев, а предлагая динамично развивающуюся фабулу, композицию сцен, развивающих тему. Но заданная автором стилистика магического реализма – зритель видит не только бытовой срез жизни героини, но и становится наблюдателем ее сновидений – доведена режиссером до наглядности. К слову, режиссер Нина Григорьева, зрелищно и умно поставившая спектакль, до недавнего времени работала в расформированном московском театре «Апарте». Это к вопросу о нерентабельности театра, как подали это сокращение учреждения культуры общественности.

Евгения Добровольская, давно не игравшая в МХТ крупных ролей, за полтора часа проживает целый калейдоскоп чувств: одинокая вдова, учительница обычной школы современного маленького городка Татьяна вдруг получает шанс изменить свою «бесцветную» жизнь – на родину должен приехать ее бывший одноклассник, ставший знаменитым космонавтом; когда-то их связывала первая любовь. Действие начинается с поминок на кладбище, где похоронены ее сверстники. Вся жизнь героини связана с памятью об умершем муже, прошедшим Афган, здесь же «похоронены» и ее мечты о светлом будущем.

Несмотря на эпизодический масштаб, весь ансамбль предстает с яркими, характерными ролями: и Авангард Леонтьев (представительный директор школы), и Денис Парамонов, небольшими, но узнаваемыми штрихами разграничивающий в себе два образа – сына-школьника и патриархального мужа героини, и Янина Колесниченко, играющая мусульманку Гулю из ЖЭКа так, что задает всю комедийную амплитуду спектакля.

Как нетривиально отметил кто-то из зрителей, спектакль понятный и необычный одновременно. Неожиданный по жанру (драмеди) спектакль просто говорит о сложных вещах. Например, о патриотизме. Об искреннем, а не выдуманном или навязанном. Не крикливом, а тихом, не показном, а глубинном. В финале Татьяна отказывается покидать родной город, менять жизнь на лучшую долю, а ее сын принимает решение уйти в армию. Однако архетип русской женщины – солдатской матери дан скупо, но недвусмысленно. С могилы минувшей войны не должны провожать на новую.


Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1077
Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Елизавета Авдошина

Новосибирский театр "Красный факел" выступил в столице РФ

0
2538
Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
3367
Страна безоблачного счастья

Страна безоблачного счастья

Александр Матусевич

На сцене московской «Новой Оперы» с большими гастролями выступил Театр музыкальной комедии из Санкт-Петербурга

0
3286

Другие новости