Екатерина Кузнецова и Александр Меркушев в постановке Славы Самодурова «Stripsody». Фото предоставлено пресс-службой «Сириус» |
Танцевальная программа продолжает годичный фестивальный цикл, который сформировался в Сириусе за последнее время. Большой летний фестиваль под открытым небом, где концертный зал выстраивается около олимпийского факела, а концерты дополняются музыкальной импровизацией фонтанов. Новогодний – в Парке науки и искусства – с выступлением ведущих российских музыкантов. Между ними – и молодежный конкурс «Созвездие», отчетные концерты учеников образовательного кластера и т.д. Наконец, оригинальный танцевальный проект. На справедливый вопрос журналистов, когда же в Сириусе покажут оперу, художественный руководитель фонда «Таланты и успех» Ханс Йоахим Фрай дает ожидаемый ответ: когда откроется новый концертный комплекс. Строительство планируют закончить в 2024 году, и тогда в Сириусе появится современный зал, который может быть трансформирован и для театрального проката (подробнее об этом проекте – см. «НГ» от 30.12.22).
Конечно, этого события в Сириусе ждут с нетерпением: культурная жизнь территории изменится кардинально. Сегодняшняя же фестивальная практика – и репетиция для продюсерской команды, и «разогрев» публики, и, конечно, попытка уже сейчас обогатить жизнь аборигенов, педагогов и студентов кампуса, туристов. Социальный срез зрителя настолько сложный, что запрос очень широк, а потому концертные программы могут совмещать и симфонические хиты от оркестра Мариинского театра и Валерия Гергиева, и раритеты камерной или вокальной музыки.
Что касается Sirius dance days, то Светлана Захарова преследовала несколько целей: показать срез лучших балетных трупп, но в нетривиальном изводе – показать не условное «Лебединое озеро», а раскрыть лицо театра, показать возможности артистов в миниатюре, классической или современной, наконец, отразить сегодняшнее кредо театра. «Лейтмотив и основная идея Sirius dance days – пригласить в Сириус именитые музыкальные театры, показать новые хореографические высказывания российских авторов и вечную классику. Какой фестиваль сегодня может похвастаться, что всего за неделю будут представлены сразу три самых известных театра России, которые покажут знаковые работы и представят своих лучших артистов? В Сириусе зрители увидят оригинальные постановки, посетят авторские встречи и интересные тематические лекции. Для этого не нужно ездить по всей России – все шедевры приехали к нам сами», – отметила Захарова.
Концертная программа была дополнена столь популярной сегодня образовательной: две творческие встречи – с самой Светланой Юрьевной и Максимом Севагиным, худруком балетной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а также серией лекций театроведа, преподавателя Московской академии хореографии Алексея Исайчева.
Каждый из трех театров в первом отделении представлял спектакль, который во втором дополнялся дивертисментом – рядом балетных номеров. Так, Максим Севагин представил свою последнюю премьеру – балет «Блум», вдохновленный лирической Серенадой для струнных Дворжака, Большой театр – бессмертную «Кармен», а «Урал Опера Балет» – одну из первых постановок сегодня уже именитого Антона Пиманова «Brahms Party», романтизированный вариант мальчишника. Дивертисмент, представленный екатеринбургской труппой, – гордость Славы Самодурова, один из итогов его работы (в конце сезона он оставляет должность руководителя «Урал Балета»), возможно, неочевидных сегодня, но вполне перспективных. Самодуров поощрял стремление артистов попробовать себя в качестве хореографов, что сегодня, в условиях изоляции, особенно актуально. И хотя театр не рискнул ни одного из трех артистов пригласить возглавить труппу, как рискнул Андрей Борисов, доверив пост 24-летнему Максиму Севагину, работы Игоря Булыцына, Андрея Меркушева и Константина Хлебникова зафиксированы в форме гала-концерта, который после премьеры зимой уже гастролирует на Черноморском побережье. И, по признанию Светланы Захаровой в кулуарах после спектакля, ее впечатления превзошли ожидания. Действительно, 10 номеров (среди них только один поставил сам Самодуров) открывают и попытки работать с классической лексикой, играть с формой, способность к иронии и юмору, наконец хороший вкус.
Хороший вкус отличает и Sirius dance days в целом: будем надеяться на продолжение в будущем году.
Сириус–Москва