0
7925
Газета Культура Интернет-версия

20.06.2023 17:49:00

Балет "Марко Спада" выявил индивидуальность молодых солистов Большого

На Исторической сцене возобновили знаменитую постановку Пьера Лакотта

Тэги: большой театр, премьера, марко спада, пьер лакотта, дмитрий смилевски, театральная критика


Впервые сочинение недавно ушедшего французского хореографа Пьера Лакотта показали на сцене Большого в ноябре 2013 года. А мировая премьера балета про благородного разбойника по сценарию Эжена Скриба на музыку Даниэля Обера в постановке Жозефа Мазилье состоялась на сцене Парижской оперы в 1857 году.

Тогда, продержавшись по разным причинам в афише лишь пару сезонов, спектакль исчез, оставив след в памяти балетоманов, но ничего материального для историков и сегодняшних поклонников аутентизма. Ни хореография, ни декорации не сохранились. Однако именно это привлекло внимание Лакотта, который предпочитал фантазировать на темы старинных балетов, сообразуясь лишь с известным стилем эпохи. В 80-х он ставил «Марко Спада» для Рудольфа Нуреева в Риме и Париже. Воссоздавал затем и на других сценах.

10 лет назад кропотливую работу с солистами Большого театра провели ассистенты хореографа Анн Сальмон и Жиль Изоар. Результат тогда впечатлил. Привыкшим к другому стилю москвичам дались и зернь мелкой техники, и грация, и легкость французской школы.

Сегодняшние молодые оказались совсем в иной ситуации. «Марко Спада» ушел из репертуара раньше, чем многие из них появились в труппе. Когда начали рваться годами наработанные международные связи, одна за другой отменялись ранее запланированные премьеры и заплат на все прорехи не хватало, 91-летний Лакотт дал согласие на возобновление. Трехактный балет пришлось возвращать к жизни в авральном режиме. Добиваться понимания и соблюдения стиля было некогда и некому. Репетировали по видео. Что вспомнили, передали из ног в ноги участники премьер десятилетней давности (в каждом составе они по одному-двое участвуют вместе с новичками). Отсутствие необходимой, формообразующей в данном случае ювелирной стилистической выделки сделало куда заметнее нелепости либретто про бандитов с вельможами и непомерную подчас затянутость танцевальных сцен, окончательно размывающих и без того едва уловимые сюжетные линии. Парадоксальным образом, однако, рельефнее высветились индивидуальности молодых.

Возведенный в нынешнем году в ранг премьера исполнитель заглавной роли Дмитрий Смилевски будто бы вступил в соревнование с самим Нуреевым, в иных ракурсах даже напоминал его (похоже, много смотрел видео). Как вызов принял изобилующую заносками партию Марко Спады, поставив во главу угла аккуратность и чистоту танца.

Елизавета Кокорева (в ранге балерины с 2023 года) в партии его дочери Анжелы продемонстрировала силу стоп (чего стоит хотя бы убийственная диагональ во втором акте) и не вяжущийся, казалось бы, со старинным балетом огромный шаг. При этом не сделала их самоцелью, сумев скрыть усилия и органично вписать технические приемы в образ. При очевидной силе в ее Анжеле ровно столько непосредственности и свежести, сколь надлежит иметь юной героине балетной мелодрамы, чтобы сохранить в этом сложном жанре естественность и не впасть в кукольную слащавость.

Ни разу не вышел из роли Алексей Путинцев (в сезоне 2022/23 стал первым солистом). А это непросто – за полную перипетий трехактную историю образ драгунского капитана графа Пепинелли никакого развития не получает. Все это время он должен демонстрировать влюбленность в маркизу Сампьетри. Три часа играть завидное постоянство и не наскучить… Путинцеву это удается. Он не впадает в излишний драматизм, но и в комиковании не пережимает. Никогда не стоит просто в ожидании своего выхода, одеяло на себя не перетягивает, но сценическое существование оправдывает в каждый момент.

Лауреат едва ли не всех существующих в России конкурсов, первый солист труппы с 2020 года Денис Захаров получил роль настоящего мистера Непостоянство. Князь Федеричи мечется между маркизой Сампьетри и Анжелой, волею авторов успев несколько раз переметнуться от одной возлюбленной к другой. Впрочем, оправдания столь шаткой позиции героя ни на сцене, ни в зале никто не ожидает. По данным и статям Захаров – истинный балетный принц. Чего ж вам боле… 


Читайте также


Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
1591
Наше всё Юра Борисов

Наше всё Юра Борисов

Елизавета Авдошина

14 февраля в прокат выйдет фильм "Пророк. История Александра Пушкина"

0
1851
Андроид-компаньон устраивает бунт

Андроид-компаньон устраивает бунт

Наталия Григорьева

Парень настроил девушку под себя – и просчитался

0
3288
Итальянский режиссер оживил традицию

Итальянский режиссер оживил традицию

Марина Гайкович

Шаляпинский фестиваль в Казани открылся премьерой оперы "Кармен"

0
5613

Другие новости