0
6407
Газета Культура Интернет-версия

15.08.2023 17:14:00

В прошлое до востребования

Концептуалист Георгий Кизевальтер работал над проектом "Художник-коллекционер" больше 10 лет

Тэги: концептуализм, выставка, георгий кизевальтер, художник коллекционер


концептуализм, выставка, георгий кизевальтер, художник коллекционер Иногда в проекте сквозит ирония, а порой слышна глухая тоска. Кадр из видео с канала Владимира Самошкина на YouTube

Один из основателей группы «Коллективные действия», один из документалистов жизни неофициального советского искусства, Георгий Кизевальтер любит архивы – реальные и вымышленные. Его выставка, прошедшая в Московском музее современного искусства в далеком 2011-м, называлась «Проект новой агиографии» (см. «НГ» от 28.02.11), была инспирирована семейным архивом писем 100-летней давности и воплотилась в коллажи с фамильными и нефамильными портретами, где часть лиц по известным причинам заретуширована, – сегодня такой проект вряд ли бы открылся. Нынешнего «Художника-коллекционера» планировали представить в другой институции еще несколько лет назад, но не случилось. Теперь его с появившимися за эти годы работами показали на площадке Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке, и к архивному делу Георгий Кизевальтер и куратор Ольга Турчина подходят с противоположной, общественной стороны.

Некий персонаж, художник, собирает марки, открытки и прочие свидетельства советского изоязыка, накладывает их на модернистские образы, да так увлекается, что и сам начинает писать в том же духе, превращая советские клише в новенькие яркие картинки. Граница перехода от коллекции к творчеству размыта.

Кизевальтер берет несколько степеней дистанцирования – художник-колекционер, советские клише, по-концептуалистски обезличенный нарратив с проецируемыми друг на друга разными художественными языками. В этом слышна звучность языка с короткими слоганами и смелыми красками, здесь есть попытка примирить часто не очень примиряемые художественные языки. Иногда в проекте сквозит ирония, когда, скажем, «Дежурная по станции» глядит поп-артовской картинкой, и с этого поп-артовского настроя не сбивает, а встраивается в него даже меланхолично проплывающая супрематическая геометрия. А порой тут слышна глухая тоска: открыточка с осклабившимися физиономиями («С Новым годом!») переросла в картину с пометой «Адресат выбыл!».

Во всем этом много жуткого, как выглядит любая попытка насильного внушения коллективного благоденствия с навязанным воодушевлением, воздетыми руками, общими словами. Это эстетика, которая даже сообщение о рождении ребенка обращает в подобие лозунга, эдакое общее делание, абсурдистски оттененное названием «Благая весть», создающим другой акцент-диссонанс на холсте с девочкой, которая трясет над головой телеграммой. И смотреть невозможно, и не видеть нельзя.

О вымышленных персонажах по-своему говорили Комар и Меламид, создавая соц-арт. Как известно, будущий стиль зародился во время халтуры в пионерлагере: эти двое подумали, что ведь мог же существовать персонаж, который писал бы подобающие месту и времени сюжеты искренне. Другое дело, что сами художники потом всерьез вооружились сарказмом, идеологические клише обезоруживавшим. О соотношении общественного пространства лозунга и пространства свободы в узнаваемой манере и безо всяких персонажей рассуждает Эрик Булатов. Он серьезен и показывает, как пространство живописное, прорываясь сквозь буквы лозунгов, их побеждает.

В «Художнике-коллекционере» летчики, командиры, работницы, марки, открытки, улыбки – персонажи. Модернизм – фон, пусть и пытающийся временами «выпрыгнуть» на первый план. То есть даже композиционно победа – за персонажами, а путь художника-коллекционера читается как засасывание в воронку этой эстетики.

Некоторые работы сгруппированы в триптихи, в них Кизевальтер как бы испытывает меру диссонанса. Фоном к тоскующему по дому авиатору, рабочему и красноармейцу стали соответственно малевичевский «Красный дом», Кандинский и Мондриан. В первом случае у авиатора с Малевичем есть иллюзия унисона, пусть и несколько ироническая, потом герои и их фоны расходятся все дальше. На другом «триптихе» оказываются «Колхозница. Прогресс» с советской красавицей на фоне малевичевских крестьян, обладатель тяжелого остановившегося взгляда – «Рабочий. С надеждой на будущее» на фоне абстрактного «Движения в пространстве» Михаила Матюшина. Между ними – почтовый ящик. Способна ли почта стать проводником между эпохами?..

Если марка – метка эпохи, может ли почта донести из одного времени в другое смыслы, не превратив в сувениры? Выставка полна скрытых «гиперссылок» на исторические контексты. Одним из самых страшных сопоставлений стала картина с бойней, написанной поверх абстрактного экспрессионизма Марка Ротко: известно, что это направление было попыткой найти язык, на котором возможно говорить после Второй мировой войны. Вопрос технической трансляции смыслов – один из лейтмотивов показа, где работы оказались «аранжированы» почтовыми экспонатами из Музея русской почты и Московского почтамта, включая ящик для писем Деду Морозу, и где помимо живописи и графики есть инсталляция. В классическом искусстве это был бы кабинет ученого, здесь уголок коллекционера с альбомом Клее на столе, усыпанном марками и открытками. В общем пространстве выставки персонаж живет затерянным во времени между Лениным, выглядывающим из супрематического «иллюминатора», и переведенным на холст известным снимком с Рейганом и Горбачевым на калифорнийском ранчо. 



Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1922
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1863
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12882
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8991

Другие новости