0
5463
Газета Культура Интернет-версия

17.09.2023 18:27:00

Шалый барин в погоне за «Золотым руном»

В Доме русского зарубежья рассказывают о Николае Рябушинском

Тэги: рябушинский, выставка, дом русского зарубежья


рябушинский, выставка, дом русского зарубежья Своей дерзостью Рябушинский превзошел Щукина. Фото со страницы Дома русского зарубежья им. А. Солженицына в «ВКонтакте»

Выставка «От Розы к Лучу. Николай Рябушинский: «Голубая роза» и «Золотое руно». Истоки и продолжение», курирует которую основательница галереи «Веллум» Любовь Агафонова, посвящена не реконструкции какого-то из художественных начинаний знаменитого купца, мецената и художника-дилетанта, а скорее атмосфере, которую вокруг себя пытался создать этот эксцентричный человек, не считавший деньги. Здесь объединены произведения искусства и документы из частных коллекций, РГАЛИ, Музея музыки и других институций, но главным экспонатом стал альбом Рябушинского, переданный в Дом зарубежья в 2004 году и прежде не экспонировавшийся.

Получив свою долю наследства, Рябушинский с такой отвагой гедониста принялся сорить деньгами, что братья решили установить над ним опеку и контролировать скорость трат. В какой-то момент путешественник и ловелас решился направить энергию и средства в художественное русло, с одной стороны, взяв в руки кисть, с другой, учредив литературно-художественный журнал «Золотое руно» и спонсировав выставку «Голубая роза» (тогда он высвободился из пут финансовой опеки). То, что вышедший в 1906-м журнал при расходах 84 тыс. руб. принес лишь 12 тыс. дохода, горевшего новой затеей основателя остановить не могло. Ему хотелось соперничать с Дягилевым и продолжать его дело, но над Рябушинским посмеивались. Когда он во Франции на кабриолете пожаловал к мирискуснику Бенуа, тот отозвался в письме к Сомову, что «у нас теперь такое безрыбье, что даже этот вздутый моллюск может сойти за рыбу. Почему мы так и не получили нашего Третьякова, даже не получили нашего Мамонтова  Будем сотрудничать в «Золотом г…не».

Эти истории Любовь Агафонова описывает в каталоге (за которым осталась информативная часть) с изрядной иронией, но подчеркивая, что при этом Рябушинский и новое европейское искусство показал в России, и помог выдыхавшемуся символизму уступить дорогу авангардистам.

Этому помогла еще «Голубая роза», в частности тем, что не принятый туда Малевич потом отзывался о неудаче в том духе, что она помогла самоопределиться с собственным стилем. На первой выставке «Салона «Золотого руна» в 1908-м представили большую – в открывшейся для публики коллекции Сергея Щукина такой еще не было – панораму нового французского искусства от импрессионистов и постимпрессионистов до фовистов, 52 европейца против 11 российских авторов. Как раз тогда Иван Морозов купил вангоговское «Ночное кафе» (которое при устроенных большевиками распродажах искусства отправилось в Штаты и в итоге обретается в Художественной галерее Йельского университета), а сам Рябушинский – «Девок» фовиста и экспрессиониста Жоржа Руо, которых цензура велела с выставки удалить. Через год на вторую выставку «Золотого руна» привезли «Большую обнаженную» Жоржа Брака, и этой дерзостью Рябушинский превзошел того же Щукина, к тому моменту еще не купившего ни одной кубистской работы Пикассо. В 1909-м Рябушинский стал банкротом, и в последней золоторунной экспозиции рубежа 1909–1910 годов европейцев уже не стало, но отчетливо проявились «Бубновые валеты», которые будут властвовать в искусстве вплоть до революции: Кончаловский, Машков, Фальк, Гончарова, а Михаил Ларионов выставил аж 22 работы.

В зале Дома зарубежья – пунктир, пытающийся очертить эстетический круг предприятий Рябушинского, работы преимущественно символистов, разного времени (это не реконструкция проектов) и качества. Всматриваешься в универсальную, ее ничем не испортить, сизую дымку голуборозовских дрем Уткина, в виньетки Кузнецова и Феофилактова, в рельефы Матвеева для виллы Якова Жуковского в Кучук-Кое, радуешься промелькнувшей тут ранней пастели Ларионова, восхищаешься «Дамой в манере Рембрандта» Фонвизина, смотришь Врубеля, Сапунова… и дивишься откуда-то взявшейся колористической светофорности «Турецкого натюрморта» Судейкина. На выставке о Рябушинском сам он, в свое время решивший экспонироваться с профессиональными художниками, оказывается в поле особого если не интереса, так любопытства. И работы, уже главным образом 1930-х годов, подтверждают сомнения, ухмылки или сдержанные авансы, которые давала ему его эпоха и которые Борис Садовский сформулировал словами «богатство мешало ему быть только художником». Это – разочарование, делающееся, впрочем, чем-то вроде шутки судьбы, когда смотришь на фотографию, где этот еще юный сибарит тянется с кровати к цветочной вазе.

Документы – важная часть нынешнего проекта, а среди них главное – прибывший почти 20 лет назад из Франции увесистый альбом Рябушинского. По словам завотделом учета Дома русского зарубежья Ирины Маловой, «альбом был передан в 2004 году в составе материалов Общества охранения русских культурных ценностей за рубежом... Он принадлежал Рябушинскому и охватывает разные периоды его жизни с начала ХХ века до 1951 года. 703 единицы разнообразных материалов: фотографии, рисунки, счета из магазинов, билеты в театр, квитанции, переписка с аукционистами, с братьями, открытки с поздравлениями и многое другое». Прежде эти документы не экспонировались, сейчас их оцифровали и дают «полистать». Выставку можно было затевать ради этого.


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1780
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1726
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12718
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8902

Другие новости