0
5621
Газета Культура Интернет-версия

17.10.2023 18:27:00

В Музее русского импрессионизма приглашают "Коснуться главного"

Уравнение со всеми неизвестными

Тэги: музей русского импрессионизма, выставка, автор неизвестен, коснуться главного

Полная online-версия

музей русского импрессионизма, выставка, автор неизвестен, коснуться главного Справа – «На даче» неизвестного художника. Бабичев впервые выставляет эту картину в надежде найти зацепки в поиске автора. Фото агентства «Москва»

Кураторы выставки «Автор неизвестен. Коснуться главного» Анастасия Винокурова (интервью с ней см. в «НГ» от 02.10.23) и Константин Цаликов представили живопись и графику, во-первых, редко, а порой и впервые экспонируемые, а во-вторых, бегущие иерархий. Искусство из музеев, от Эрмитажа до Литературного, и частных коллекций сейчас принципиально не ранжируют по авторам первого, второго и всех прочих рядов. Вместо этого кураторы зовут сосредоточиться на вещах, которые вроде бы лежат на поверхности – цвет, фактура, движение, даже звук, – то есть на всматривании в художественные свойства работ, но, главное, оставляют загадку: кто автор?

Все произведения, а их тут больше ста, прежде были анонимными. За последние 60 лет некоторым имена вернули – Кандинский, Розанова, Фальк, Явленский, школа Репина, школа Филонова, Маргарита Сабашникова, о других есть предположения: Владимир Татлин, Сергей Герасимов, Дмитрий Стеллецкий, объединивший традиции иконописи и наивного искусства для красной-красной «Девушки с коромыслом». Остальные так и живут анонимами – их большинство.

Две или даже три кураторские линии, как может показаться, друг другу едва ли не противоречат. С одной стороны, неизвестные работы и имена. С другой, акцент сделан на всматривание в произведение и разложение этого процесса на «простую гамму» основных категорий: «Глаза и свет. От золота до эфира», «Цвет. Локальный, дополнительный, дикий», «Фактура. Очень трогательно», «Композиция. Правила беспорядка», «Форма. Органика и кубизм», «Движение и звук. Зримое и воображаемое», «Точка и линия. Превращения». Наконец, это выставка для семейного просмотра, с интерактивом.

Вглядевшись, понимаешь, что две главные задачи не только легко уживаются, а работают друг на друга. Нечасто выходящая к широкой аудитории часть искусствоведческой работы, связанная с атрибуцией, – вообще-то одна из самых захватывающих (когда в Ростовском кремле решились представить выставку подлинников и фальшивок из своего собрания, это было событием: см. «НГ» от 26.11.18). Нужно найти документы, сличить манеру письма, провести технико-технологические исследования – и определить автора. Потом восстановить корпус работ прежде неизвестного художника, его биографию, закрыть слепое пятно в истории искусства. С оговоркой – если повезет. Часто всего этого проделать в силу разных причин невозможно или результат не приближает к решению задачки. Тут как в детективе. Активное зрение – не единственное, но необходимое условие.

Комментарии музейных сотрудников и коллекционеров, приведенные в каталоге и в аудиогиде, детективную жилку усиливают. С ними история становится по-настоящему объемной независимо от того, увенчались ли успехом поиски художника. Само описание перипетий жизни какого-нибудь произведения (на выставку принципиально брали только вещи с надежным провенансом) и попыток его идентификации дорогого стоят. Искусство живет страстью, и никто не застрахован от любви с первого взгляда, даже если перед вами кот в мешке. Но видно, что кот-то отличный. Так Ильдар Галеев вернул «Портрету Мухитдина» кисть Бориса Пестинского, ученика Петрова-Водкина, сосланного в Среднюю Азию якобы за призыв к подрыву советской власти. Одна из очевидных заповедей арт-рынка – не слишком привязываться к вещам, но кому же это стопроцентно удается. Иногда они возвращаются – романы с картинами завершаются и вспыхивают вновь. Так Андрей Васильев купил громадное панно с «Северным городом», вернул ему имя символиста Василия Денисова, но в какой-то момент понял, что не уживается с картиной. Продал. Спустя время увидел на антикварном салоне – уже под именем Рериха и с новой историей. Прошло еще какое-то время, и восстановленный в правах Денисов вернулся к Васильеву. Иногда рассказанные истории приглашают к диалогу. Роман Бабичев впервые выставляет чей-то дачный пейзаж 1910–20-х годов, в котором уроки фовизма немножко робко наложились на импрессионистскую нежность, – коллекционер надеется, что выставка привлечет новые глаза и поможет пролить свет на тайну авторства.

В россыпи художественных направлений рубежа XIX–XX веков есть работы, которые по-настоящему «не отпускают». Анастасия Винокурова рассказывала в интервью «НГ», что разговор с Михаилом Каменским и история с «Композицией (Рождением)» из его собрания, которую не удается разгадать уже почти тридцать лет, была одним из импульсов нынешней выставки. Это удивительная вещь. Темная, но колористически изысканная, она в моменте рождения собирает какое-то таинственное общество героев с гротескными лицами, выплескивая все это из комнаты с керосиновой лампой в кубистический город.

Другую работу с толкованным в духе филоновской школы мужским лицом, вмещающим в себя и город, и, кажется, эпизоды жизни (собрание Ильдара Галеева), в Музее русского импрессионизма уже показывали в 2022-м на выставке портретов и автопортретов «Точки зрения» (см. «НГ» от 22.06.22). Но это бесконечное дробление и собирание формы снова притягивает, как магнит. Противоположным способом моделированы лица на двух женских портретах: на одном, из Дома русского зарубежья, почти фотографично изображена какая-то надувшая губы девица, что глядит исподлобья из угла комнаты. На другом, из Литературного музея, пожилая женщина «тонет» в дымке темных красок и противоречий: сутулая, с испуганным взглядом, она со своим большим меховым воротником и мопсом на коленях, что, издевается над атрибутами-клише парадного портрета? Нет ответа. Но то, что во многих уравнениях тут пока больше неизвестных, не повод отказывать произведениям в выразительности. Уравнение – это и уравнивание в правах.


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1698
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1651
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12644
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8849

Другие новости