0
5300
Газета Культура Интернет-версия

07.11.2023 18:24:00

Ильдар Галеев представил в своей галерее казанский авангард

"Гаврилиада", "Гамлет", две любви

Тэги: казанский авангард, галеев галерея, выставка, следы, константин чеботарев, александра платунова


казанский авангард, галеев галерея, выставка, следы, константин чеботарев, александра платунова Живопись, графика, эскизы костюмов – вплоть до крохотных бумажек с экслибрисами. Фото со страницы Фонда Марджани в «ВКонтакте»

Когда на рубеже 2016–2017 годов выставку знаковых для казанского авангарда 1920-х художников Константина Чеботарева (1892–1974) и Александры Платуновой (1896–1966) представляли в казанской Национальной художественной галерее «Хазинэ», говорилось, что это самый представительный за полвека их показ. Идущая сейчас в Галеев-Галерее экспозиция «Следы» – первая их совместная в Москве.

Мозаика холстов, листов, обложек и кип маленьких бумажек разложена и рассказана так, что собирает «Следы» в жизненный путь. Как автономных художников, и – полувековой – семейный. Название «Следы» адресует к чеботаревским мемуарам, пока не опубликованным. В их артистическом пути даже не еще, а уже много лакун: переезды из Казани в Омск и обратно, потом в Москву, где они ютились в 11-метровой комнате в новогиреевском доме барачного типа, обвинения в формализме, – многое утрачено. От чеботаревской дипломной картины «Весь мир насилья мы разрушим» (есть только репродукция) до его текста «Две любви поэта», к которому Платунова написала лиричные акварельки. Те сохранились, а текст пропал.

Казань, где университет появился в 1804-м, на рубеже XIX–XX веков была значимым городом на культурной карте в целом, с музеями, энергичной выставочной жизнью и качественным художественным образованием, а чуть позже – на карте нового искусства. Чеботарев и Платунова стали важными действующими лицами казанской арт-сцены. Первое объединение свежих художественных сил «Подсолнечник», а с ним и первая в Поволжье выставка модернистского толка появились в 1918 году стараниями Чеботарева. Эстафету перенял «Всадник», сообщество экспериментаторов-графиков, к которым подключились Чеботарев с Платуновой. Параллельно на базе главной профильной образовательной институции Поволжья, Казанской художественной школы (через которую прошли, в частности, Родченко, Бурлюк, Степанова – и Чеботарев с Платуновой) открылись Казанские свободные художественные мастерские, не раз менявшие название вплоть до АРХУМАСа (Архитектурно-художественных мастерских) и просуществовавшие до середины 1920-х. Чеботарев и Платунова с энтузиазмом взялись за преподавание и стали одними из лидеров ТАТЛЕФа – Татарского левого фронта искусства. (Одним из чеботаревских студентов был шрифтовик Фаик Тагиров. Много его работ было на выставке «Логос: голос конструктивизма» в центре «Зотов».)

Ученик писавшего живописно, но для наступавшего авангарда становившегося «олдскульным» Фешина, Чеботарев сумел быть на него не похожим. На выставке есть единственная сохранившаяся с фешинских пор чеботаревская работа 1915 года с щекастым женским профилем. Между ней, такой живописно-традиционалистской, и, например, его же гравированной серией 1921-го «Революция» с жесткой динамикой ракурсов и силуэтов, прошел разлом эпох. К ученическому почерку Чеботарев не вернется ни в 1920-х, когда будет живописать декоративно-плоскостный, как ковер, натюрморт с разморенным котом по кличке Чайник, ни в 1930-х, когда цветные всполохи побегут по холстам «рассказывать» о них с Платуновой.

Разлом эпох прошел и между платуновскими символистскими рисунками конца 1910-х с ее снами – и гравюрами «Азбуки» («Веялка», «Знамя», «Мать», «Наковальня»…) или журнальными иллюстрациями 1920–1930-х с «Собранием текстильщиц» да «Ликвидацией безграмотности». Но самая поразительная ее вещь – «Проводы новобранца». Посвященный мобилизованному в 1918-м Чеботареву рисунок решен как вариация одновременно на тему «Троицы» (Платунова – дочь иконописца) и узорочья восточной ткани.

Помимо того что Чеботарев был арестован как белый офицер, в Стране Советов их с Платуновой карьеру будут стопорить постоянные обвинения в формализме. В 1917-м он написал «Марсельезу» с марширующими юнкерами, которую сейчас привезли из Казани на выставку «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века» в Еврейском музее (см. «НГ» от 23.10.23), только называется вещь «Красная армия»: в какой-то момент из соображений безопасности художник ее переименовал. Когда в 1924-м по заказу Союза деревообделочников он написал Ленина за верстаком, работу клеймили за «искусственное манерничанье» и введение пролетариата в заблуждение (сохранилась ее фотография). Когда в середине 1920-х давили АРХУМАС, Платунову уволили в числе первых. Во второй половине 1930-х Чеботарев с Платуновой независимо друг от друга создали, по-видимому, в стол иллюстрации к «Гаврилиаде» (на выставке показывают несколько чеботаревских эскизов – «Наморщив лоб, скосясь, кусая губы, / Архангела ударил прямо в зубы»). Однако несмотря на то что это, вероятно, были вообще первые иллюстрации к пушкинской поэме, их не то что не напечатали, а даже не экспонировали: Чеботарев – формалист. Когда во время Второй мировой войны он придумал эскизы плакатов для окон ТАСС, тиража они не увидели: слишком явно было влияние экспрессионизма.

Как всегда в Галеев-Галерее, экспозиция объемна разнообразием материала – не только живописью и графикой, вплоть до крохотных бумажек с экслибрисами, но и архивными материалами, в том числе теми, что дают представление об утраченном. Когда разглядываешь чеботаревскую серию «Революция», кажется, одна из композиций пригодится ему для выжившей только в фоторепродукции дипломной работы. На выставке есть фотографии к постановке «Гамлета», оформленной Чеботаревым и Платуновой в 1925 году для казанского театра КЭМСТ (конструктивизм, эксперимент, мастерство, современность, театральность). Такую сценографию, наверное, одобрила бы Любовь Попова, а эскизы некоторых костюмов могли бы быть сделаны Малевичем. И вместе с тем тут экспонируют расписанный Платуновой в тех же 1920-х в смешно-разлапистом цветочном духе деревянный туесок. Или вот еще рассказана история о том, как изданная в 1912 году Евреиновым книга о Бердслее вызвала всплеск бердслейанства, задевший и Платунову. А с другой стороны, есть сюжет с откликом Чеботарева на судилище над Георгом Гроссом из-за антиклерикальной работы.

Диалог получается многослойным. Со временем, с кругом друзей, глазами которых, через портреты, Чеботарев и Платунова тут тоже увидены. С искусством друг друга. Просто – друг с другом. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1595
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1549
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12530
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8784

Другие новости