0
5468
Газета Культура Интернет-версия

16.01.2024 16:53:00

Незнакомая ваша нога

В Музее Зверева на Маросейке идет вторая часть проекта "Системы мимикрии"

Тэги: музей зверева, маросейка, выставка, системы мимикрии, живые скульптуры, александр дашевский


музей зверева, маросейка, выставка, системы мимикрии, живые скульптуры, александр дашевский Диптих Елены Губановой из серии «Осколки». Пенелопа I и Пенелопа II. Фото со страницы музея AZ в «ВКонтакте»

Если первая серия кураторского триптиха Александра Дашевского «Системы мимикрии» была – условно – посвящена зрению (о выставке «Глаз видящий, всевидящий, невидящий» см. «НГ» от 20.09.23), то нынешние «Живые скульптуры» – осязанию, хотя и тут обобщение условно. Мода на представление каких-нибудь «оживших картин» сегодня выдает действа не только, но преимущественно зрелищного толка, «Живые скульптуры» выглядят теневой стороной этой тяги, много говоря о травматичном опыте утраты, замены, «кажимости» неживого живым и наоборот. И поиска новой идентичности. Заключительная выставка «Системы мимикрии» запланирована на март и, по обещанию гендиректора Музея Зверева Наталии Опалевой, откроется уже в другом, большом пространстве на Маросейке.

Дашевский сориентировал свой компактный, но плотный проект вокруг трех групп образов. Телесность препарируется через мотив утраты, через проницаемые границы, не разделяющие, а связывающие «оживающие изваяния и окаменевающих людей», и через попытку пересобрать из утрат «новую идентичность и цельность».

Понятно, что на эти вопросы, а на выставке они порой связаны с личным опытом художников, не существует «бесповоротных» ответов – всякий раз мы можем представить лишь цепочку размышлений. «Живые скульптуры» принципиально, фактурно разнообразны: и в прямом смысле слова, и в плане смены интонационных регистров. Отклик на ужас может прятаться за дурашливостью, контраст только обостряет затаенную эмоцию. «Еще хорошо, что в живых остался» Владимира Козина – в характерной для него манере сработанная как бы из того, что оказалось под рукой, нога: деревяшка, полосатый носок, кроссовок, подставка на колесиках. Дашевский в связи с этим вспоминает не только «Скажи еще спасибо, что живой» Высоцкого, но называет объект парафразом знаменитой «Руки», сделанной экзистенциалистом Джакометти в 1947 году. В 1940-м тот увидел в пригороде Парижа останки, которые разбросало по мостовой от бомбардировки, в том числе оторванную по плечо женскую руку.

«Живые скульптуры» открываются графикой. С рисунков Константина Янова (1905–1996) для куратора нынешняя выставка и началась. Попутно куратор старается вернуть имя этого подзабытого сегодня художника, студента ВХУТЕМАСа, работавшего на «Леннаучфильме», чуть не погибшего в блокадном Ленинграде, дождавшегося небольших своих экспозиций уже в 1970-х на той же киностудии и в Доме кино, а первой большой не увидевшего: она прошла в Союзе художников только в 2011-м. «Статуя Венеры на пляже» – акварельная зарисовка, экспрессивная нечеткими силуэтами и оранжевой гаммой. Там за гегемона стоит скульптура с непривычно воздетой рукой. Если приглядеться, у ее подножия находятся плохо различимые силуэты или фрагменты силуэтов. Зарисовка датирована 1944 годом, когда в Ленинград стали отправлять инвалидов войны – отдохнуть.

Разъятие тела на фрагменты, его отчуждение и остранение показаны на лаконичном рисунке чудом выжившего на фронте после ранения Вадима Сидура. Андрей Красулин, у которого войну прошел отец, создал в 2021 году небольшую фигурку «Инвалид»: она напоминает эскиз, картонный силуэт, а сделана, как большие памятники, из бронзы – самым болезненным эмоциям пафос чужд.

«Пограничная» телесность толкуется «Живыми скульптурами» и в другом направлении. Из римской резиденции Елена Губанова привезла серию «Осколки», меланхоличные холсты с руинированными античными скульптурами, утратившими цельность, но не чувственность – и в этом смысле живость. Напротив Дашевский разместил холсты Елены Филаретовой, тоже с нечеткими очертаниями. «Девчонка в черном корсете» и «Девчонка на коньках» являют такие же белые, как на античных мраморах, силуэты наших современниц. Пол узнаваем, индивидуальность стерта, субъектность заменена объектностью.

Сопоставления и контрасты – один из кураторских приемов, точка, где телесность «собирается» или распадается, ставя вопрос о пределах этого процесса. Caput Mortuum Ивана Плюща издали напоминает зал античных слепков. Воображаешь, будто по фрагментам прихотливых драпировок угадываешь даже позы. На самом деле здесь застывавший в мешках бетон, материал прагматичный и податливый, но далекий от всех возможностей жизни мрамора. А вот ведь мимикрия работает. Почти бок о бок с объектами Плюща – крохотный «Ползущий по земле», сделанный Андреем Кузькиным из хлебного мякиша. Материал дает свои коннотации, но образ – шире, о человеческом вообще и о том, как оно разрушается, сохраняя телесную целостность. Хотя, полагает куратор, это и о человеке, который «постепенно начинает пересобирать мир и собственный образ». Пожалуй, симптоматично, что гипсовая «Голова» Татьяны Кернер (1941–1973) оказалась рядом с такими метаморфозами. Кернер – еще одно вызванное из забвения Дашевским имя, она была яркой представительницей ленинградского андеграунда, но рано простилась с жизнью. Так вот эта голова, обобщенная, выразительная брутальной прямотой, и в контексте ее биографии, и в выставочном воспринимается знаком человеческого образа как такого. Телесность может сломаться, истаять, образ останется. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1280
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1233
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12153
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8580

Другие новости