0
4596
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2024 20:25:00

Русский музей отмечает 140-летие Павла Филонова в Зарядье

От расцвета до завода

Тэги: русский музей, выставка, ретроспектива, павел филонов, зарядье

On-Line версия

русский музей, выставка, ретроспектива, павел филонов, зарядье На выставке представлены более 60 картин и рисунков мастера. Фото агентства «Москва»

Русский музей и РОСИЗО отмечают филоновскую дату «чистой» ретроспективой «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета», представив больше 60 картин и рисунков, не касаясь ни филоновских учеников, ни контекста других новаторских течений того времени. Упор сделан на том, что вот – шедевры, и мы их вам подробно комментируем, включая и фрагменты филоновских текстов. Куратор – бывшая замдиректора Русского музея по научной работе Евгения Петрова, при новом руководителе Алле Маниловой покинувшая этот пост, но не музей.

Хотя первая после забвения выставка Павла Филонова прошла только в 1988-м, с тех пор автор Декларации Мирового (с ударением на втором слоге) расцвета и основатель группы «Мастера аналитического искусства» (1925–1932), самой многочисленной в ту пору школы современных художников, стал героем экспозиций и исследований и вошел в непременный минимум по истории искусства. Внимание к нему не ослабевает, что легко объяснить и своеобразностью его почерка, и необычностью теоретического обоснования.

Звучит отчасти цинично, но Филонов – универсальный выставочный герой. С искусством, в котором есть сложность, загадочность и визуальная аттрактивность (а она есть, даже когда его становится тяжело смотреть), с фанатичной преданностью выбранному пути и трагическим финалом. Художник-аскет, балансировавший на грани формы и беспредметности, провозгласивший «простым чисто научным методом» «аналитическое видение», воплощенное «в вечном становлении, претворении содержания цвета и формы и процессов», с ежесекундным изобретением формы и «биологически сделанной картиной», – он разделял «глаз видящий» и «глаз знающий», а новаторство Пикассо порицал как схоластически-формальное. На I государственной свободной выставке произведений искусства, прошедшей на излете 1910-х и занявшей 19 залов Зимнего дворца, показали 22 работы из цикла «Ввод в Мировый расцвет»: Виктор Шкловский тогда назвал филоновские вещи самыми авангардными. В 1927-м Николай Пунин включил филоновские работы в экспозицию новейших течений Русского музея, а два года спустя готовил филоновскую ретроспективу больше чем в две сотни вещей. Факт, что цензура не дала проекту открыться и он год томился за закрытыми дверями, вошел не только в историю выставочного дела в России, но и добавил к ореолу филоновского творчества штрих отверженности. Не сказать чтобы участие в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» 1932-го стало реваншем, но туда филоновские произведения в конце концов пустили (его и малевичевские из залов велели удалить, однако их вдруг отстоял Киров). Экспозиция на тот момент стала самой посещаемой в Русском музее.

Когда Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде, его сестра, певица Евдокия Глебова (ее портрет в цветастом кресле и в окружении цветов художник натуралистично писал в 1915-м, и он есть на выставке) передала его работы в Русский музей. Сперва на временное хранение, потом в дар.

Для Русского музея универсальность Филонова еще и в том, что всегда можно сделать беспроигрышную подборку работ, и ее не стыдно отвезти на гастроли.

Маршрут сейчас проложен хронологически, от «проб пера» 1900-х с девушкой в восточном костюме и пейзажем, которые могли бы быть написаны любой ученической рукой, от рисованного автопортрета рубежа 1900–1910-х, где очнулась нервическая экспрессия в духе Шиле, – к «атомарной» живописи Мирового расцвета. С «Пиром королей», с его туманным сюжетом (одни пытались разглядеть тут «Пир Ирода», другие – «Пир Валтасара», третьи – Заратустру с отсылкой к Ницше) и гипотетическими образами самого Филонова рядом с супругами Матюшиным и Гуро, с религиозными аллюзиями «Крестьянской семьи», с многочисленными филоновскими «формулами», хоть весны, хоть космоса, хоть петроградского пролетариата. Аналитические вещи, – естественно, в большинстве. Они демонстрируют не только беспрестанное становление, прорастание форм, часто усиленные словно светящимся и оттого приобретающим мистический акцент колоритом, – но и колебания между собственно формой и чистой беспредметностью. О том, как филоновская «атомарность» связана с естественными науками того времени, можно поискать статью одного из его исследователей Джона Боулта «Павел Филонов и атомная энергия», где речь, в частности, идет и о кембриджских экспериментах Эрнста Резерфорда по расщеплению атома в ядерной реакции, и о сотруднике его лаборатории Петре Капице.

Архитектура теперешней выставки, придуманная Надеждой Бабенко, оказалась трудно поддающимся описанию коридором с выгородками и закутками, из которых свет выхватывает филоновские работы. Возможно, имелись в виду пространственная аналогия филоновской «атомарности», как бы кристаллическому разрастанию структуры, и несколько давящее впечатление от этого разрастания, но вышло не слишком удобно. Наплыв посетителей экспозиции противопоказан — это небезопасно для работ. 8500 зрителей за первый месяц работы проекта, о которых оповестило РОСИЗО, цифра невеликая, и тут больше — не лучше.

Истории с портретом Сталина, который, видимо, был эскизом к панно для городского оформления к очередной революционной годовщине, здесь нет. На выставке та современность, которую он писал для себя и по заказу, представлена соответственно «атомарными» «Нарвскими воротами», адресующими к «Кровавому воскресенью», – и заводами. «Тракторную мастерскую Путиловского завода», заказанную для печати открыток, в ИЗОГИЗе сначала сказали доработать, потом молча вернули. Эскиз посвященного электрификации плаката отвергли, сочтя Ленина аскетом, а работу «чуть ли не контрреволюционной». С «Ударниц на фабрике «Красная заря» открытки все-таки напечатали, хотя художника корили, что главная героиня Васильева пожилая и в очках, что ей недостает пафоса и это не тип ударницы. Филонов приготовился дописывать ее «в стол».

Концепцию ретроспективы не в чем упрекнуть. Она универсальна, как железобетонная конструкция. Но она разочаровывает. Представлять хорошо известных героев с ожидаемыми комментариями – работать либо на музейную аудиторию, которая всегда ходит по выставкам и пойдет снова смотреть известные вещи просто потому что вживую, но главное, на тех, для кого это впервые. В самом простом пути есть свой резон. Только в ситуации остановившихся международных выставочных обменов, особенно в ней, ждешь концептуальных усилий, неочевидного поворота. В вакууме принципиально не терять форму. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1283
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1238
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12158
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8583

Другие новости