0
4957
Газета Культура Интернет-версия

24.03.2024 19:40:00

"Малая родина" Евгении Буравлевой в Московском музее современного искусства

Биография пейзажа

Тэги: современное искусство, ммси, выставка, евгения буравлева, малая родина, пейзажи


современное искусство, ммси, выставка, евгения буравлева, малая родина, пейзажи «Пейзаж фиксирует место», – будто сообщают картины Буравлевой. Фото со страницы ММОМА в «ВКонтакте»

Учившаяся в том числе в мастерской одного из основоположников «сурового стиля» Павла Никонова Евгения Буравлева ничуть не похожа на него стилистически, но тоже верна традиционной форме живописи. Ее вполне классично выстроенные пейзажи узнаваемы и могут обживать и музей, и лофт. Выставка «Малая родина», сделанная Московским музеем современного искусства с нижегородской галереей FUTURO и идущая в здании на Гоголевском бульваре, представляет новые серии художницы. Кураторы Анна Арутюнян и Андрей Егоров превратили их в историю, где ландшафт, сколь конкретный, столь и отчужденный, рассказан как «исходная точка судьбы».

Для переехавшей из Кирова в Москву Евгении Буравлевой стершаяся в мегаполисе «приемлемая длина линии горизонта», «линия касания земли и неба – один из важнейших способов сохранить здравомыслие и общее видение пути». Живопись, графика, безлюдные «Незанятые пейзажи» Кировской области, рядом с которыми время от времени появляются другие, с увиденными, как герои романтизма, со спины, куда-то смотрящими или уходящими друзьями, возможность подглядеть за процессом работы художницы (фотографии, ноутбук, делание), пейзажные видео и придуманная с композитором Олегом Трояновским аудиоинсталляция «Далекое близкое», названием цепляющаяся за репинские мемуары и на них непохожая, оставшаяся ироническим приветом, – все это перемежается комментариями Буравлевой о ландшафте родных мест. В детстве он был естественной средой, после переезда остался эпизодическим вкраплением в жизнь.

«Пейзаж фиксирует место», – будто сообщают картины Буравлевой. Они и созданы могли бы быть хоть вчера, хоть несколько десятилетий назад. За исключением разве что тех, которые по-летнему вспыхивают гиперинтенсивной зеленью. Вот документальные картинки, рядом холсты: та самая длинная линия горизонта, простор, сосна, четыре сезона. Гладкая, вроде как безэмоциональная фактура. За бессобытийностью, безлюдностью, эдаким вечным покоем панорам кроется саднящее чувство – так про себя отмечают изменения в облике близкого человека. И тут же пытаются стыдливо скрыть чертову наблюдательность: а он ведь в целом такой, как был, и будет таким всегда… Время не тратит себя на лишние обещания и методично работает. Здесь вырубают лес, тут построенный тридцать лет назад дом сделался призраком, там больше не засевают поле. Зато статная сосна, чей вид в детском сознании равнялся началу и концу лета, не будет одна: рядом образовалась новая поросль.

«Поля бывают. Их не пашет плуг./ Года не пашет. И века не пашет./ Одни леса стоят стеной вокруг,/ А только дождь в траве огромной пляшет». Что-то в этом роде, да? И тогда оказывается, что безэмоциональность живописного почерка, документальный нарратив служат не дистанции, но приближению. За шутливым предложением расположиться в креслах и созерцать, как в окнах, природу, окажется взгляд внутрь времени, того или сегодняшнего. У каждого ведь найдутся свои истории: например, жил-был лес детства, соизволяешь его повидать, а там – трасса. Если без этого личного, с чего бы майскому полю на окраине деревни Вага вызывать из памяти художницы сувенир с французской весенней зеленью? Незанятые, занятые пейзажи, даже когда в них вдруг узнаешь профиль медийной персоны, дают место зрителю. Пространство – это время сбывшегося и несбывшегося тоже. «Конкретная малая родина у Буравлевой становится территорией пересечения неразрывно связанных друг с другом темпоральностей: личного времени человека, стремящегося найти опору в одиноком, отчуждающем метапространстве современной жизни, коллективного времени истории, исполненного социальных травм и их преодоления, и, наконец, времени больших, неизбывных циклов природы», – пишут кураторы. Каждый из нас населяет пейзаж своей биографией. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1017
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
980
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11855
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8409

Другие новости