Действие происходит в начале 70-х годов в сибирской деревне. Фото с сайта www.theatreofnations.ru
На Малой сцене Театра Наций вышла премьера по роману Василия Аксенова, только не того легендарного шестидесятника, сына Евгении Гинзбург, а ныне живущего писателя-однофамильца, которого российские читатели узнали совсем недавно, во многом благодаря театру. Первая инсценировка его романа «Десять посещений моей возлюбленной» была осуществлена в конце нулевых. Спектакль «В.О.Л.К. (Вот Она Любовь Какая)» Светланы Земляковой с дипломным курсом ГИТИСа Олега Кудряшова, открывший автора, был вскоре принят в репертуар Театра им. Маяковского и с успехом игрался много лет. Режиссер Мурат Абулкатинов возвращается к роману, продолжая и традицию прозы на сцене, и заново открывая его сюжет.
Мурат Абулкатинов сегодня один из немногих учеников Сергея Женовача, который имеет ярко выраженную режиссерскую индивидуальность, по-настоящему свой почерк. Графичность и строгость мизансцен, пластическая метафорика, синтез мягкого юмора и горькой лирики, наконец, фокус внимания на человеческих взаимоотношениях. И самое главное – способность четко донести до зрителя свои наблюдения в яркой театральной форме, обстоятельно через актера, а если постановочными средствами, то часто простыми, но непременно действенными. Такой «Поход в Угри-Ла-Брек» по шведской пьесе в Красноярском ТЮЗе, где история об уходе из жизни дедушки рассказывается с точки зрения его внуков-подростков, и спектакль (зрители сидят прямо на сцене) заканчивается выходом актеров в зрительный зал, то есть потусторонний мир. Такой «Тахир и Зухра» в московском театре «Шалом» – спектакль по современной пьесе о мигрантах Средней Азии в России, где режиссер визуально тонко соединяет хрупкую эстетику восточного фольклора и жесткую культуру современного мегаполиса.
Роман Аксенова, обманчиво выглядящий образчиком деревенской прозы, в спектакле Театра Наций выходит романом воспитания. Действие происходит в начале 70-х годов в сибирской деревне. Главный герой Олег Истомин (Владислав Медведев) проживает узнаваемую жизнь юноши в момент выбора жизненного пути. Он влюбляется в местную красавицу Таню (Глафира Лебедева) и ездит к ней на свидания в соседнее село, одновременно испытывая сильные дружеские чувства к трудолюбивой, свойской Гале (Элизабет Дамскер), вместе с однокашниками пропадает в клубе на кинопоказах, ходит на танцы и впервые под влиянием первой большой любви задумывается о существовании души. Драма о первых, чистых и робких, чувствах и духовном искании выдает современный взгляд именно в том, как мыслит лирический герой вокруг себя советские обстоятельства жизни и деревенский «лубок». Сенокосы с родителями и молодежный деревенский досуг между мотоциклом и клубом – скорее колоритные «декорации» его взросления, и физического, и духовного. Потому что язык его монологов по своей сути не реалистический, а поэтический, как бы уже эпохи после Бродского.
Но нерв лирико-ностальгического повествования все равно задают внешние обстоятельства, и атмосфера эпохи в спектакле передана, хотя «время не мужик, за штанину не ухватишь». Вот сибирская глубинка, воспроизведенная в трех сценографических деталях (сценограф Софья Шнырева): поваленные стволы сосен слева, фонарный столб справа, между – планшет сцены в отражающем, зеркальном покрытии, словно воды Кеми, куда ходят герои купаться. Ситцевые платья и брюки клеш. Тут тучи комаров, и Ремарка крутят на самокрутки. Но воздух пропитан счастьем, который человек испытывает, сливаясь с природой, счастьем, когда вся жизнь впереди и столько чаяний и надежд. Безмятежность юности не замечает ничего вокруг себя, наслаждается последними днями школьной беззаботности и первыми взрослыми переживаниями – и только обрывки разговоров выдают далекий фон: идет холодная война. Но это ведь где-то далеко, правда? Чуть ближе и понятнее герою мрачные шуточные резолюции отца-фронтовика: «Родину и памятники отечества не продаем».
Но что будет завтра и было вчера, герою до поры до времени не так важно, когда есть ясное «сегодня». Владислав Медведев – актер романтического амплуа, это вторая его крупная роль после дипломного спектакля, который, к счастью, был взят Театром Наций в репертуар и потому сохранился, да так что попасть на него теперь не так просто, билеты нужно ловить. «Толстая тетрадь» по роману Аготы Кристоф о Второй мировой войне, абсолютно пророческий, страшный и театрально изобретательный спектакль ставила Татьяна Тарасова с очередным курсом мастерской Кудряшова в ГИТИСе, в нем актер сыграл одного из близнецов-подкидышей и очень ярко тогда заявил о себе. Особенно запоминающимся умением вести большой объем роли, словно чуть отстраненно, с легким шармом мальчика-денди.
Ностальгию по настоящему, которая наполняет «Десять посещений…» (спектакль где-то и буксующий, и неровный), очень явно чувствуешь. Это словно попытка на несколько часов уйти в теплое, убаюкивающее воспоминание. Хотя история заканчивается драматически: обеих возлюбленных герой теряет, вернувшись из армии: одна не дождалась, другая умерла при родах, успев назвать сына в его честь…
Когда мы выходим из зрительного зала, мельком слышу, как мужчина делится со своей спутницей впечатлением: сегодня такие драмы уже не трогают – мол, мы как общество уже пережили теракты и такие сентиментальные биографии нас уже не могут задевать. А ведь спектакль именно об этом, подумала я. Как все уже было, и в то же время как все было по-другому. За полвека мы снова прошли изгнание из рая, из колченогой мирной жизни.