0
5227
Газета Культура Интернет-версия

14.04.2024 18:38:00

"Не обижать – это большое действие"

Сказки Перро в постановке "Урал Балета" связали с текстами студентов фонда "Антон тут рядом"

Тэги: екатеринбург, театр, урал опера балет, премьера, сказки перро, семейный репертуар, проект, максим петров, антон тут рядом


екатеринбург, театр, урал опера балет, премьера, сказки перро, семейный репертуар, проект, максим петров, антон тут рядом Сцена из балета «Кот в сапогах». Фото Дарьян Волкова / «Урал Опера Балет»

Екатеринбургский театр «Урал Опера Балет» представил премьеру спектакля «Сказки Перро», созданного, что называется, с чистого листа. Не перенос, не возобновление, а самая настоящая мировая премьера. Это первый проект Максима Петрова на посту художественного руководителя балетной труппы.

Худрук и его ассистент Богдан Королёк выбрали четыре сюжета французского сказочника: «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Синяя борода» и «Мальчик-с-пальчик». Вместе с прологом и эпилогом сказки образуют единый спектакль со сквозными персонажами. Новый балет продолжает три важные для театра линии: создание оригинального семейного репертуара, работа с современными российскими композиторами, поддержка начинающих хореографов.

Партитуру для нового спектакля заказали трем композиторам – Настасье Хрущёвой (в театральной и балетной музыке она не новичок) и дебютантам в балетном театре Алексею Боловлёнкову и Дмитрию Мазурову.

Хореографию вместе с Максимом Петровым сочинили артисты театра Александр Меркушев и Константин Хлебников.

Требованиям семейного репертуара «Сказки Перро» отвечают без сомнения. Причем и дети, и родители могут иметь разную степень подготовленности. А могут не иметь никакой. Считывать спектакль можно, так сказать, послойно. Красочно, живо, весело и грустно, местами жутковато – первые впечатления, которых зачастую и вполне достаточно. Смотри, не задумываясь, и получишь свою долю удовольствия. Особенно если не слишком придираться к незамысловатой хореографии. Она здесь – лишь один из равноправных (но не равноценных) элементов, среди которых – музыка, сценография, мимика, рождающее новые смыслы сочетание мизансцен (своего рода «монтаж аттракционов»), цвет, свет и даже вокал. Важнее собственно хореографии интонация, настроение, которыми в том или ином эпизоде окрашивают свою пластику исполнители.

Число «подкожных» слоев для каждого зрителя свое. В зависимости от насмотренности, наслушанности, не только культурного, но и исторического бэкграунда. Это не утяжеляет восприятие. Скорее наоборот, превращает просмотр в занимательный квест – и развлекательный, и заставляющий поразмышлять. В музыке услышишь множество не для красного словца, не без смысла соединенных мотивов – от барокко до неаполитанской «Вернись в Соренто», от Чайковского до Пьяццоллы.

Пролог представляет нам пространство, в котором будут происходить события. Волшебный лес. Художник-постановщик Юлиана Лайкова этот лес связала из множества волокон и цветов, как все действо – из множества смыслов, воспоминаний, аллюзий, настроений, ассоциаций. От античных до современных, от символистских до антиутопических (в какой-то момент, например, с колосников опускаются огромные глаза «Большого брата», от которых, конечно, ничто не ускользнет). Основной мотив причудливых костюмов тоже рукодельный, напоминающий узелковую технику макраме.

Хозяйка леса Грибная фея – сквозной персонаж спектакля. В руках у феи спицы, она носит с собой южно-солнечного цвета клубок, который из маленького вначале вырастает по мере продвижения к финалу до громадного, вплетая каждую историю, сказку, судьбу в единую ткань жизни. С феей через весь спектакль проходят ее помощники – охотники.

Каждая из четырех сказок рассказана по-своему: с преобладанием иронии – «Кот в сапогах» и «Красная шапочка», с ведьминской жутью (иногда без всякой иронии) – «Синяя борода». А воплощая на сцене сказку «Мальчик-с-пальчик», сценаристы и постановщики обратились к японской вариации сюжета, истории про Иссумбоси, применив сценографические приемы традиционного японского театра.

«Сказки Перро» – не столько балет, сколько коллективное высказывание. Не подсобной, а равноправной составляющей действа в данном случае является и буклет. Напоминая о том, что в «Сказки моей матушки Гусыни» Шарль Перро включил некогда восемь историй, составители буклета Богдан Королёк и Александр Рябин впервые опубликовали восемь новых сказок. Авторы – студенты петербургского фонда «Антон тут рядом», взрослые люди с аутизмом. Это потрясающие тексты. Прочитав их, становишься чуть-чуть другим. Составители буклета уверены: «Положения Этического кодекса фонда могли бы войти в синопсис нового балета: каждый имеет право быть счастливым; не обижать – это большое действие; чувства сложны и не всегда имеют смысл; тот, кто любит блины, не опасен».

Жизнь, казалось бы, учит – никакой кодекс не указ Волку или Синей бороде. Что уж говорить о Людоеде. Герои спектакля, в том числе и каждый из злодеев, получают изрядную порцию тумаков и унижений. И не за злодейства вовсе, а за то, что они – другие и при этом осмеливаются любить, как и все, мечтают о счастье.

Об этом захотели поговорить с нами создатели «Сказок Перро». Хоть и страшноватые, со зловещинкой, они все-таки – сказки. Мудрая Грибная фея всех униженных и оскорбленных спасает. Для нее всякий достоин сочувствия, каждого нужно пожалеть и утешить, если ему худо. Тогда, глядишь, он и другим худа лишний раз не сделает. Сказки, одним словом. 

Екатеринбург–Москва


Читайте также


Casta Diva: путешествие из Москвы в Нижний Новгород

Casta Diva: путешествие из Москвы в Нижний Новгород

Марина Гайкович

Церемония вручения и гала-концерт лауреатов впервые состоялись за пределами столицы

0
4199
Илья Дель сыграл участкового-романтика

Илья Дель сыграл участкового-романтика

Ксения Двинская

Театр на Садовой создал мини-сериал о славянской мифологии

0
3116
Программа льготной сельской ипотеки будет продолжена

Программа льготной сельской ипотеки будет продолжена

Михаил Сергеев

Новые инфраструктурные проекты начнут реализовываться в поселениях Донбасса и Новороссии

0
5054
Театр, где дети получают профессию

Театр, где дети получают профессию

Наталья Савицкая

С юными актерами могут работать только особенные режиссеры

0
3131

Другие новости