Публику пригласили в настоящее кабаре. Фото Сергея Тютелова
Летний парад великолепных концертов в исторических «Пакгаузах» в этом году объединил 30 солистов, два симфонических оркестра и камерные ансамбли. По словам художественного руководителя «Стрелки» Алексея Трифонова, нынешний фестиваль стал самым масштабным за все время его проведения. И самым длительным: за три недели публика услышала музыку разных эпох – от Ренессанса до современности в исполнении солистов Нижегородского театра оперы и балета и других приглашенных артистов. На фестивале состоялась и мировая премьера – балет Юрия Красавина «Пиковая дама», главную партию в котором исполнила прима-балерина Большого театра Мария Александрова. Впервые на «Стрелке» была представлена крупная вокально-симфоническая форма – цикл Малера «Песнь о земле», а также прозвучали неизвестные вокальные сочинения барочного композитора Перголези. Программа фестиваля радовала и знатоков классической музыки, и меломанов, пришедших в модное архитектурное пространство в самом сердце Нижнего Новгорода.
Это обычно несовместимое единство вкусов и запросов весьма показательно продемонстрировал концерт «Альфред Шнитке. Музыка кино», прошедший при поддержке Союза композиторов России. С одной стороны, не обошли вниманием юбилей лидера советского авангарда (24 ноября 2024 года ему бы исполнилось 90 лет), а с другой – выбрали те его сочинения, которые будут понятны абсолютно всем. В жанре киномузыки Шнитке создал без преувеличения настоящие шедевры, поражающие своим мелодизмом, драматическим накалом, тонкой лирикой – и это при том, что сам Альфред Гарриевич, по воспоминаниям, стыдился, что занимается столь прикладной работой в период фактического запрета его сочинений. В «Пакгаузах» прозвучали самые знаковые саундтреки композитора, сложенные им в симфонические сюиты: музыка к фильму «Экипаж», «Сказка странствий», «Мертвые души» и «Маленькие трагедии» (в последних солировали солисты Нижегородского театра Карина Хэрунц и Георгий Екимов). Зеркалом эмоциональной философии Шнитке стал Российский национальный оркестр, погрузивший в его мир вместе с молодым дирижером Федором Безносиковым. А кинокадры заменил собой живописный задник сцены – чарующий вид на слияние Волги и Оки.
Финальной точкой «Стрелки» стал вечер-посвящение Курту Вайлю. Немецкого композитора начала XX века часто воспринимают лишь как автора знаменитой «Трехгрошовой оперы» и творческого партнера Бертольда Брехта, однако концерт в «Пакгаузах» открыл неизвестные страницы его творчества. Произошло это во многом благодаря Клеману Нонсье, активно выступающему сегодня в России. Дирижер, родившийся во Франции, но живущий в Берлине и хорошо знакомый с его музыкальной историей и культурой, превратил камерный оркестр La voce strumentale в джаз-бэнд самого высокого уровня. Музыканты отлично подчеркивали мюзик-холльную стилистику Вайля, грань между академизмом и эстрадой – и помогали им, безусловно, солисты. В песнях-зонгах Вайля они решили чуть отойти от академизма, пригласив публику в настоящее кабаре. Наталия Ляскова, Мария Калинина, Карина Хэрунц и Валерия Горбунова выходили в платьях эпохи 30-х, устраивали монопредставления в духе голливудских див, покоряя и артистизмом, и безупречным исполнением. Эффектное шоу продолжилось в российской премьере оперы «Мари Галанте», повествующей о трагической судьбе похищенной куртизанки и включающей в себя соблазнительное «танго-хабанеру», известное позже как песня «Юкали». Не обошлось, конечно же, и без отдельных фрагментов «Трехгрошовой оперы», представленных также в полусценической версии крепкой вокальной командой Нижегородского оперного театра. Были и приятные сюрпризы: Константин Сучков исполнил знаменитую «Мекки Нож» на манер Фрэнка Синатры, а Сергей Писарев и Тигрий Бажакин добавили к своей «Песне о пушках» синхронный канкан.
А завершилась эта кинематографичная история, как и положено, хеппи-эндом. В самом конце вечера публика услышала оперу-мюзикл Вайля «Счастливый конец», объединившую танцевальные ритмы, джазовые мелодии, зонги, пение Spreschgesang и разговорные диалоги, соло, дуэты и даже хор «Осанна». Жаль, что сюжет этой неизвестной в нашей стране оперы на текст того же Брехта так и остался за скобками: не было ни титров, ни буклета с описанием, ни даже подробной программки, что, впрочем, не испортило грандиозное впечатление от самого действа.
Нижний Новгород – Москва