0
3472
Газета Культура Интернет-версия

11.07.2024 18:14:00

Концертный сезон на Урале подхватили "Реки музыки"

В Екатеринбурге состоялся фестиваль "Безумные дни"

Тэги: екатеринбург, фестиваль безумные дни, музыкальный марафон, реки музыки, программа


екатеринбург, фестиваль безумные дни, музыкальный марафон, реки музыки, программа Площадки фестиваля были призваны привлечь на концерты как можно больше новой публики. Фото с сайта www.sgaf.ru

Уральская столица в 9-й раз стала центром уникального музыкального марафона, не имеющего аналогов в России: концерты нон-стоп, с утра и до вечера в нескольких залах одновременно. Придуманный известным французским продюсером Рене Мартеном в 1995 году и названный в честь комедии Бомарше – La Folle Journée («Безумный день») – фестиваль-транзит ежегодно начинается зимой в Нанте, а затем путешествует по другим странам: Испания, Япония, Польша. Россия в этом гастрольном маршруте появилась в 2015 году, и Екатеринбург был выбран не случайно: Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса был давно в числе любимцев Мартена и стал постоянным участником фестиваля.

Фестиваль «Безумные дни» на Урале ежегодно в разгар лета становится мощной кульминацией-завершением концертного сезона, сохраняя в российском варианте свою демократичность и родовые черты: короткие, не больше часа,  концерты, доступные цены, площадки в шаговой доступности друг от друга и атмосферу праздника.

В сегодняшних реалиях фестиваль проводился с особым посылом: музыка во все времена призвана объединять, давать чувство гармонии, красоты и надежды. Несмотря на ограничения, форум сохранил статус международного, в Екатеринбурге выступали артисты не только из столиц и российских регионов – Татарстана, Якутии, Удмуртии, Дальнего Востока, но также из Армении и Кубы. Неизменной остается и главная цель, которую организатор фестиваля – Свердловская филармония формулирует как императив: привлечь новую публику, как можно больше людей сделать поклонниками классики.

По замыслу авторов, главная героиня фестиваля – не звезда-исполнитель, но сама Музыка, каждый год меняющая свое амплуа. Тема этого года была обозначена как «Реки музыки»: от истоков к сегодняшнему дню, музыка разных эпох, стран, жанров и направлений, мировой фольклор и его осмысление композиторами-классиками. Известно ведь: как назовешь – так и поплывет, и «Реки музыки» не просто промчались по десяти концертным площадкам Екатеринбурга, захватив областной Первоуральск. Прихотливая уральская погода тоже отреагировала на девиз фестиваля, залив город потоками дождя и холодного ветра. Но удивительное дело: во время концертов открытия и закрытия, проходивших на пленэре, в знаменитом Саду Вайнера, светило солнце. А в остальное время непогода не помешала любителям музыки с энтузиазмом перемещаться между концертными залами и заполнять их практически до отказа: все билеты на фестиваль были раскуплены за месяц до начала.

Если говорить о цифрах этого года, то они впечатляют: более 600 артистов дали за 3 дня 120 концертов в 10 концертных залах для аудитории в 45,5 тыс. человек. Благодаря онлайн-трансляциям слушателей было, конечно, еще больше. В качестве хедлайнеров фестиваля выступали известные музыканты и давние друзья Свердловской филармонии: пианист Борис Березовский, сыгравший 5 концертов, в том числе и сольные рециталы, виолончелист и дирижер Александр Рудин со своим оркестром Musica Viva, Алексей Уткин во главе Государственного академического камерного оркестра. Впервые на «Безумных днях» в Екатеринбурге оказались молодые музыканты: пианист Арсений Тарасевич-Николаев, скрипач Михаил Усов, виолончелист Арсений Чубачин…

В связи с темой фестиваля, высвечивающей музыкальные истоки, по-особому выстроилась линия фольклорных коллективов и интереснейших этнопроектов: московский ансамбль мультиинструменталистов «Фыняф» зажигал с программой «Цыганское счастье», трио «Азвесян» из Ижевска нежно экспериментировало с удмуртским фольклором, армянский дудук Вардана Арутуняна медитировал в сопровождении органа и вокала Эгине Барсегян. Высокое мастерство и неожиданную подлинность продемонстрировал российский ансамбль «Flamencura Project», играющий и танцующий в программе «Фламенко-шоу». А прилетевший с Отрова свободы квартет «Philoritmica» сражал темпераментом в программе «Viva la Куба!».

На «Безумных днях» всегда звучит и современная музыка, в этот раз специально к фестивалю композитор Валерий Воронов написал струнный квартет № 4 Traumerei, и мировая премьера состоялась в исполнении Струнного квартета камерного ансамбля «Солисты Москвы». Дань юбилейному году Альфреда Шнитке отдали в концерте «Ревизская сказка», пожалуй, самые известные инструментальные сочинения композитора – Сюита в старинном стиле и «Гоголь-сюита» – звучали в переложении для балалайки-контрабаса, фортепиано и струнного квартета (к Квартету им. Танеева и пианисту Константину Тюлькину присоединился харизматичный Михаил Дзюдзе).

На фестивале всегда на равных выступают не только именитые, состоявшиеся артисты и начинающие музыканты, на «Безумных днях» равны все музыкальные жанры и форматы: высокая классика, фольклор, джаз, опера, кроссовер, полижанровые эксперименты и театральные проекты. Концерт «Гала-опера в саду» с участием солистов Михайловского театра и Урал Оперы пользовался повышенным спросом. А проект «Призрак оперы», придуманный органисткой и музыковедом Евгенией Кривицкой, предлагал взглянуть на оперные сюжеты и оперную музыку сквозь призму поэзии Петрарки, Блока, Фета… Главную артистическую роль в нем исполнял Петр Татарицкий, а арии из опер Генделя, Массне, Пуччини, Уэббера пела сопрано из «Новой Оперы» Анастасия Белукова.

Понятно, что хотя бы перечислить всех в газетном тексте, как и посетить пусть не все, но большую часть концертов – задача абсолютно не выполнимая. Непрерывный трехдневный музыкальный поток на фестивале обеспечивали 8 оркестров, 13 ансамблей, 3 хоровых коллектива и более 50 солистов. Каждый раз после фестиваля Свердловская филармония подводит итоги, и, согласно статистике этого года, почти половина публики на «Безумных днях» оказалась неофитами – слушателями, впервые пришедшими на концерт классической музыки. Стало быть, главные цели беспрецедентного музыкального празднества выполняются. На финальном концерте объявили даты и тему следующего (10-го в России) фестиваля «Безумные дни»: он будет посвящен музыке столиц мира.

Екатеринбург


Читайте также


Сбер заплатит "белым хакерам" за проверку своих сервисов

Сбер заплатит "белым хакерам" за проверку своих сервисов

Андрей Гусейнов

Вознаграждение можно получить за найденные уязвимости на сайтах и в приложениях банка

0
1666
На информатику, не сдав физику, теперь не поступишь

На информатику, не сдав физику, теперь не поступишь

Наталья Савицкая

Университеты объединяются с крупными компаниями для подготовки специалистов в области искусственного интеллекта

0
5476
Война с Израилем вернула Иран к созданию ядерного детонатора

Война с Израилем вернула Иран к созданию ядерного детонатора

Игорь Субботин

Тегеран ускорил работы над боевым зарядом в полной комплектации

0
3435
Акустический рай для поклонников джаза

Акустический рай для поклонников джаза

Георгий Соловьев

В Подмосковье готовятся к открытию юбилейные "Jazzовые сезоны"

0
8058

Другие новости