«Почтальона из Лонжюмо» дадут в сентябре - и под Новый год. Фото Екатерины Хлыстовой/«Новая Опера»
В четверг открывает новый сезон театр «Новая Опера» и уже в начале сентября одну за другой повторяет блок своих последних премьер: 3 и 5 сентября заявлен «Летучий голландец» в постановке Константина Богомолова, а 11 и 13-го – «Почтальон из Лонжюмо», спектакль Евгения Писарева, поставленный в конце прошлого сезона, в июле.
Комическая опера Адольфа Адана, автора бессмертной «Жизели», в лице Евгения Писарева и его постоянного сценографа Зиновия Марголина обрела идеальных интерпретаторов: смешной и одновременно изящный спектакль, без второго дна и особых смысловых надстроек, он словно сознательно создан, чтобы поднимать настроение, – и эту задачу выполняет с лихвой. Опера Адана, в свое время (премьера состоялась в 1836 году) необыкновенно популярная в XIX веке (волна премьер стремительно прокатилась по Европе и почти сразу добралась и до России), в ХХ веке уступила место другим шедеврам. В Советском Союзе была поставлена лишь раз в Куйбышеве, а потому для отечественного зрителя, в том числе и профессионального, слыла темной лошадкой. Год назад «Новая Опера» представила «Почтальон из Лонжюмо» в концертной версии, позволившей публике расслышать партитуру, в смысле композиторского мастерства весьма серьезную. И наметившую постановочную коллизию, усиливающую комедийный эффект представления.
Евгений Писарев сделал верный шаг, избавив певцов от необходимости вести вызывающие скуку разговорные диалоги, и пригласил драматурга Сергея Плотова, который сочинил стихотворные вставки для дуэта музыковедов, как они заявлены в программке. В исполнении «академиста» Сергея Епишева и восторженного новичка Олега Савцова эта пара, к финалу словно впитавшая сам дух оперы, подобно барочным путти, взирает на мироздание с верхнего яруса.
Сюжет оперы повествует о почтальоне Шаплу (в премьерном составе – Ярослав Абаимов), сбежавшем с собственной свадьбы за славой тенора, и его невесты Мадлен (Мария Буйносова), из трактирщицы благодаря нечаянно свалившемуся наследству превратившейся в даму высшего света. Мадлен – под именем мадам де Латур – отомстит жениху, женив его на себе еще раз. Благо вместо тюрьмы Сен-Фар (это артистический псевдоним Шаплу) едет в спальню супруги, ибо жениться на одной и той же женщине – не преступление.
Подобные сюжеты словно написаны для Писарева, чьи удачи в музыкальном театре связаны именно с комедийными операми. Он легко выстраивает ряд характеров и жонглирует юмористическими сценами, заставляя зал улыбаться, а то и хохотать. Зиновий Марголин придумал действию элегантное оформление в виде огромных конвертов, откуда выглядывают почтовые открытки по моде XIX века, а Ольга Шаишмелашвили нанесла игривые фразы из воображаемой переписки на костюмы героев.
За музыкальную часть отвечал носитель традиции, за два последних года «обрусевший»: лауреат Конкурса имени Рахманинова Клеман Нонсье регулярно выступает с лучшими российскими оркестрами, а в «Новой Опере» дебютировал как дирижер-постановщик. И его работа была встречена публикой, судя по овациям на поклонах, с восторгом. Заслуженно: Нонсье и правда виртуозно справился с партитурой. В итоге театр получил 100-процентный хит, недаром спектакль заявлен в новогодний вечер.
К слову говоря, «Новая Опера» – единственный оперный театр, который сформировал репертуар до конца мая. Сегодня подобная работа директора и продюсерского отдела не может не вызывать и удивления, и восхищения.
Что касается планов на грядущий сезон, они являют очередную темную лошадку в виде оперы американского композитора Самюэля Барбера «Ванесса» (1958). Сюжет ее представляет смесь мелодрамы и рассказов Эдгара По: страдающая женщина добровольно отчуждается от внешнего мира. Судя по выбору постановщика – это Дмитрий Волкострелов, – зрителя ждет зрелище в духе «в черной-черной комнате…». А если без шуток, то, вероятно, фокус постановки сместится с любовной линии на психологическую (замкнутое пространство), и в этом смысле «Ванесса» попадает в тенденцию последнего времени, если вспомнить, например, «Ангела-истребителя» Томаса Адеса в Метрополитен-опера или «Фиолетовый снег» Беата Фуррера (на либретто Владимира Сорокина) в Берлинской государственной опере.
Опера младшего современника Барбера Джона Адамса «Доктор Атом» о Роберте Оппенгеймере, концертное исполнение которой стало одним из главных событий позапрошлого сезона, будет повторена еще раз, с Дмитрием Зуевым в заглавной партии и Федором Ледневым за пультом.
Наконец, летом в «Новой Опере» и в самом жанре оперы дебютирует режиссер Егор Перегудов: директор театра Антон Гетман рискует, доверяя новичку колоссальной сложности партитуру моцартовской «Волшебной флейты». Впрочем, в тандеме с Перегудовым выступает дирижер Филипп Чижевский, будем надеяться, его опыт сработает на удачу спектакля.