0
6956
Газета Культура Интернет-версия

19.08.2024 19:43:00

В ГЭС-2 попытались разложить век "От Малевича до ГЭС-2"

Квадрат с открытым финалом

Тэги: гэс 2, выставка, от малевича до гэс 2, квадрат и пространство


гэс 2, выставка, от малевича до гэс 2, квадрат и пространство На полу – чугунный «Уровень» Энтони Гормли. Фото агентства «Москва»

«Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» – кураторский проект Франческо Бонами, вынашивавшего этот замысел с момента открытия ГЭС-2, и Зельфиры Трегуловой – посвящен много чему. Он жонглирует и радикальными обновлениями искусства и его восприятия у Малевича, а до него у Пикассо, а далее – прямо-таки везде, и вопросами зрительского восприятия произведений и пространства, когда само реконструированное Ренцо Пьяно здание тоже становится действующим лицом. Отталкиваясь от английского square – и «квадрата», и «площади», – Бонами не забывает упомянуть про QR-коды как вместилища информации нового времени. Кому-то проект может показаться сложным, другим – спорным, третьи, напротив, оценят в нем импровизационный дух и сборку российских и европейских работ. Главное, и на этом настаивают кураторы, что тут лишь одна из возможных интерпретаций, явленная через «красоту противоречий».

Видя на входе «Черный квадрат» (в версии 1923 года) «зависшим» между Пикассо и очередной мариной Айвазовского, пожимаешь плечами. Обновления, почти в промышленных масштабах принесенные успешным пейзажистом, не кажутся в истории живописи столь уж очевидными, особенно на фоне свето-цветовых нюансов классика Клода Лоррена. Но французский пейзаж – не выставочный сюжет, тут его нет. В нынешней истории стратегию сопоставлений остроумнее маркирует соседство степного ландшафта Куинджи и «Тишины» классика неофициального искусства Олега Васильева. Там, где в конце XIX века бескрайний и однообразный зеленый простор встречался наконец с небом, в начале нулевых не изменилось почти ничего: зеленый стал серым. «Умрешь – начнешь опять сначала…»

Маршрут от квадрата к пространству тотальной инсталляции Ильи Кабакова «Случай в музее, или Музыка на воде» проложен через разделы, но они условны. «На пути к «Черному квадрату», «От изображения к чистому цвету», «Цветопись», «Город», «Конструкция», «Символ и жест», «Интерлюдия», «Человек», «Игра с квадратом», «Минимализм и оп-арт», «Пространство жизни и искусства» перемежают «-измы» вроде конструктивизма, минимализма и оп-арта с размышлениями поверх хронологий и географий, что гораздо интереснее. В той же условности границ пребывает и архитектура, придуманная Евгением Ассом. Выгородки как бы образуют улицы-перекрестки-площади, но не разъединяют, а соединяют их: части выставочного полиптиха сквозные и перетекают друг в друга. Откровенно говоря, поначалу злит, когда путаешься и плутаешь, возвращаешься, но, видимо, в том и смысл, что лучше довериться свободному полету ассоциаций. В конце концов фланера, жаждущего селфи, кураторы тоже учитывали.

И не стоит понимать как догму, что все самое новое и радикальное упирается ногами в Малевича. Выставка вообще не про ригоризм – это же не новый учебник по истории, и вообще не учебник. Смысл – в наблюдении за обновлениями, которые случались целый век на почве языка геометрии (хотя не всегда только геометрии). Так вот, куда интереснее, чем, скажем, просто оп-арт, оказывается воображаемый мост поверх разделов – от «Победы над солнцем» с низвержением известного порядка вещей у Малевича и компании к «Квадрату Малевича» Дмитрия Александровича Пригова с гигантской бесформенной кляксой и надписью «Kvadrat» поверх выпусков «Правды». Или это может быть движение от «Победы над солнцем» к «Белым одеждам» Татьяны Баданиной, трепетной инсталляции с бумажными платьями, чья геометрия буквально источает свет. Оттуда, снова поверх разделов – к «Сараю» бюро «Меганом», там квадратные метры неотесанного, наспех сколоченного строеньица с тучей дырок в досках, когда попадаешь внутрь, преображаются в звездное небо, белые светящиеся точечки в темноте. А потом придешь к удачному соседству «Заброшенной дороги» Олега Васильева, освещенной вспышкой света, и «Двери» Эрика Булатова, пропускающей струйку света сквозь щель. В выставочном контексте это будут рассуждения и о геометрической рамке холста, через которую как будто можно выйти, и об альтернативе: можно надеяться выйти из тьмы либо в ней утонуть.

Что до цвета, одна из траекторий его движения прочерчена от авангардистских экзерсисов к ироничной концептуализации в серии «Впечатления от цвета» Никиты Алексеева. Например, замалеванный черный краской холст таит еле различимые надписи: ночь, нефть, ворон, уголь.

Квадрат в конце концов начинаешь воспринимать как клетку в биологическом, а не в нынешнем политическом смысле. Эта жизнестроительная клетка показывает, что живое – прихотливо, переменчиво, разнообразно и может звучать неожиданными, незапланированными рифмами, как составленный из стальных брусов «Человек сидящий» Игоря Шелковского и чугунный «Уровень» Энтони Гормли, остов лежащего на полу человека, сделанный из прямоугольных параллелепипедов, что отмечают не только высоту над уровнем «моря», но и антропоморфность.

Показательная немногочисленность привезенных из российских собраний работ европейских художников (среди них – Сай Туомбли из Музея Людвига в Русском музее, эскиз Фрэнсиса Бэкона из коллекции V-A-C, но самое впечатляющее – махина «Морские сражения происходят каждые 317 лет…» Ансельма Кифера из частного собрания), как и немногочисленность современных российских художников (показывать теперь можно не всё) в конце концов говорят о том же, о чем и вся выставка: культуру как биологическую единицу, клетку невозможно замкнуть саму на себя внутри клетки политической. То, что в прошлом оказывалось жизнеспособно, так никогда не работало и не сможет.

Ну, а что проект в чем-то вышел спорный, с открытым финалом, с возможностью пересобирания (сюда мог вписаться и сделанный о другом, но знаковый перформанс-инсталляция Андрея Кузькина «Все впереди!», но даже и вариаций именно на тему «Черного квадрата» не счесть, в эту бездну упали и черный квадрат, пропущенный через дигитальный «взгляд» Георгием Пузенковым, и «Рождение круглого» Кристины Мороз с беременным квадратом, и много чего еще), – хорошо. Дискуссии шевелят мозги. 


Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
10757
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
7779
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
7647
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
7087

Другие новости