0
4700
Газета Культура Интернет-версия

01.10.2024 19:19:00

Музей "Полторы комнаты" и Еврейский музей рассказывают о Бродском

Венецианская водичка в петербургском окне

Тэги: еврейский музей, москва, выставка, иосиф бродский


190-7-2480.jpg
Бродский был самым путешествующим
русским поэтом.  Фото агентства «Москва»
У идущей в Еврейском музее выставки «Иосиф Бродский. Место не хуже любого», одноименной эссе 1986 года, два направления. Главное, связанное с поэзией и перемещениями Бродского после эмиграции, ведет куратор музея «Полторы комнаты» Юлия Сенина. Другую линию, рассказывающую о Бродском и изобразительном искусстве, интегрирует сюда куратор Еврейского музея Мария Гадас. Путешествие из полутора комнат в Великобританию, Штаты, Швецию и Италию сценографически организовано Кириллом Ассом, Надей Корбут и Михаилом Микадзе вокруг рабочего кабинета, где соединились документы, фотоальбом, составленный родителями из присланных Бродским снимков, вышедший в 1973-м в Penguin Books сборник, произведения значимых для него художников и фрагменты фильмов.

«Место не хуже любого» – полная противоположность музею «Полторы комнаты». Там – удивительное, хотя почти пустое пространство, ставшее общедоступным огромными усилиями друзей и у многих сделавшееся одним из любимых музеев. Здесь – все плотно.

Все, что мы знаем об обстановке полутора комнат Бродских в коммуналке Дома Мурузи, известно благодаря Михаилу Мильчику. 4 июня 1972-го, в день отъезда Бродского, Мильчик вернулся и сфотографировал интерьеры, а потом сделал то же, когда это жилище совсем опустело после смерти Александра Ивановича Бродского в 1984 году. Снимки публиковались отдельной книгой, ими проиллюстрировано выпущенное «Полутора комнатами» переиздание знаменитого эссе Бродского, часть их привезли на выставку. Она открывается макетом-реконструкцией жилища Бродских, эдаким волшебным ящиком, в который заглядываешь через оконца. Сделан он Аллой Николаевой тоже на основе съемки Мильчика.

Смотреть экспозиции, составленные преимущественно из документов, непросто. И нынешняя сценография, с одной стороны, много внимания перетягивает на себя, но и организует пространство. На табло аэропорта расписание рейсов – Бродский станет самым путешествующим русским поэтом. На стойке регистрации – вызов в Израиль от некоего Моисея Бродского, очевидно, подготовленный стараниями КГБ. Родственники «вызывавшего», активного сиониста, который после пяти лет лагерей приехал в Израиль только в 1971 году, рассказывали, что сделать бумагу его попросили неизвестные, – ну а у Иосифа Бродского идей эмигрировать по еврейской линии не было.

«Остановки» в Великобритании, Штатах, Швеции и Италии (но до них речь идет и о ссылке в Норинскую) тут как бы нанизаны на «модуль существования»: в каждом разделе в небольшой комнате боком к окну стоит письменный стол, на нем из географии в географию остаются константы – портреты родителей, сделанная Бродским в Комарове фотография Ахматовой, снимок Фриды Вигдоровой. «Место не хуже любого», – разумеется, выставка про чтение, характерный голос Бродского, даже когда не звучит снаружи, звучит в памяти, пока читаешь машинопись. Кураторские тексты с цитатами современников, с акцентом на фактическую сторону дела и спокойно, адекватно интонированные, отлично дополнила деталями экскурсия Юлии Сениной. Единственное, что подписи ко многим документам, помещенные не на этикетках, а в тетради, читать из-за чьего-нибудь плеча или ждать в очереди неудобно.

Вокруг рабочего места – вехи и детали. Прилетев в 1972-м в Вену, Бродский с Карлом Проффером отправился в Кирхштеттен к обожаемому им Уистену Одену, тот повез Бродского на лондонский Международный фестиваль поэзии, чтобы ввести в этот круг. В Штаты Бродский, боявшийся утратить связь с языком и профессионально не состояться, благодаря Профферу прибудет на пост Poet-in-Residence в Мичиганский университет. В первые же рождественские каникулы рванет в Италию, в Венецию, которой грезил с детства. Тут же выставлены знаменитые «ардисовские» сборники – от «Конца прекрасной эпохи» до вышедшего посмертно «Пейзажа с наводнением». Галстук на шведском столе – гиперссылка к Пастернаку. Режиссер Александр Стефанович привез его по настоянию Евгения Рейна Бродскому в Стокгольм, и тот, поскольку церемония награждения Нобелевской премией требовала фрака и бабочки, положил галстук в карман, в частном порядке попытавшись продолжить историю, по известным причинам у Пастернака не состоявшуюся (на выставку привезли не тот самый предмет, но принадлежавший Пастернаку).

Принципиальность деталей, которыми насыщены в поэзии Бродского проживаемые друг через друга пространство и время, культурную память, его метонимии, саму «дробную» ритмику, разумеется, иначе чем его текстами не передать. Но все же кураторы попытались насытить проект предметами контрастными, в смысле – разных интонационных регистров. Собирали их по многим институциям и частным коллекциям – от Музея Ахматовой в Фонтанном доме до ГМИИ имени Пушкина. И пусть многие документы экспонируют в копиях, зато альбом, куда родители вклеивали присланные Бродским фотографии, можно безбоязненно листать. Это вообще-то смешное и ужасное зрелище. Бродский возлежит на кембриджском газоне, Бродский болтает ногами на бортике фонтана Треви – много-много выхваченных из жизни сына стоп-кадров, которому не разрешат приехать даже на похороны ни матери, ни отца.

Юлия Сенина рассказывает, что Бродский регулярно ходил в Эрмитаж, в частности, чтобы смотреть рембрандтовское «Жертвоприношение Авраама». Живопись голландца на выставке не показывают, зато над его офортами помещен фрагмент небольшой поэмы Бродского: в СССР вознамерились отметить 365-летие Рембрандта фильмом и предложили Бродскому написать стихотворный сценарий. Он не был принят начальством, и эти строчки, единственный экземпляр которых остался у Виктора Кирнарского, были впервые напечатаны через 25 лет, в 1996-м, в «Московских новостях». В компании с Рембрандтом оказались не похожие друг на друга Лоррен (по Бродскому, «Венеция – это лорреновский фантастический город у водички») и любимый им Жорж Брак, Пиранези и Энгр, и Тулуз-Лотрек.

В последней комнате Ленинград наконец встретится с Венецией. Объединены они даже не столько водичкой, а, конечно, языком, связь с которым уезжавший Бродский так боялся потерять. Но сколько бы ни превращался флорентийский или какой другой странник в «шорох пера на бумаге», «язык, – как писал Бродский в день отъезда Брежневу, – вещь более древняя и неизбежная, чем государство». 


Читайте также


Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
1611
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
2036
На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

Елена Крапчатова

Выставка представила своим посетителям специальный pet-frendly гид

0
2335
Центнер радости. Венеры, гулянья, "драка красок" и "тихий" Кустодиев на выставке в Третьяковке

Центнер радости. Венеры, гулянья, "драка красок" и "тихий" Кустодиев на выставке в Третьяковке

Дарья Курдюкова

0
3075

Другие новости