0
5468
Газета Культура Интернет-версия

03.12.2024 17:47:00

Все мы не вышли из "Шинели"

В пространстве "Внутри" состоялась самая ожидаемая премьера Антона Федорова

Тэги: театр, пространство внутри, антон федоров, премьера, гоголь, шинель, рецензия


театр, пространство внутри, антон федоров, премьера, гоголь, шинель, рецензия Гоголевский маленький человек гипертрофированно высок. Фото Иры Полярной со страницы театра «Пространство Внутри» в «ВКонтакте»

Антон Федоров, автор московских театральных хитов (от «Где ты был так долго, чувак?» в «Пространстве» до «Ревизора» в театре «Около» и «Бовари» в «Арт-партнер XXI»), обратился к гоголевской «Шинели», конечно, не случайно. Эта повесть идеально ложится на инструментарий режиссера, который практически всегда сам еще и драматург своих спектаклей, и сценограф, то есть действительно Автор театрального произведения со своей, явно звучащей темой – темой маленького человека в конфликте с обществом, конфликте неизбывном, почти всегда трагедийным.

Гоголевский талант рассмешить читателя и сразу вызвать в нем жалость и сочувствие к герою очень близок режиссеру. Именно так он и сам выстраивает свое театральное полотно, а это именно сложно поддающееся аналитике полотно из словесной россыпи и рифм, собранных к месту и не к месту, обрывков цитат исходного произведения, междометий, охов, вздохов актеров и их часто безмолвного, но наполненного сценического существования. В «Шинели» в отличие от предыдущих работ новые диалоги к сюжету о том, как бедный чиновник на последние деньги шьет себе новую шинель, а ее тут же крадут, отчего он заболевает и умирает, – самое слабое звено. Концентрированного абсурда и блестящей стилистической языковой игры сильно меньше, впрочем, юмора по-прежнему много. Дубли сцен не идут по нарастающей спирали, как раньше, когда интонация менялась, раскручивалась, преломлялась, тут часто действие пробуксовывает, что вызывает местами монотонные повторы – однако в известном смысле как будто оправданные, ведь все дни Башмачкина похожи один на другой.

Да и сам сюжет Гоголя становится неким иероглифом – и по своей известности, и по библейскому обобщению, которое подчеркнуто режиссером и словно выведено из ключевой строчки повести. «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, со своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

Акакий Акакиевич Башмачкин, каким его играет Сергей Шайдаков, не только беспомощный и беззащитный перед лицом равнодушного и агрессивного общества человек, который ходит по одному и тому же маршруту каждый божий день в канцелярию департамента переписывать бумаги. Это юродивый и скорее всего аутист. С таким отсутствием внимания к быту он живет и с таким рвением относится к своему скромному делу. Его рабочее место разрисовано каллиграфическим граффити и ярко, уютно освещено, ему в нем хорошо и покойно, потому что он знает, что ему нужно сделать – переписать правильным и красивым почерком документы. А вот когда рвется и без того худая шинель, он, как ребенок, теряется.

Писать для Башмачкина значит жить: его палец, держащий орудие письма, словно заменяет ему радар. Когда он обнаруживает дырку в старой шинели, то так и ходит с пальцем в прорехе, когда встает помочиться в подставленное ведро, палец, как микроскопический нижний орган, проходит сквозь ширинку брюк. Асоциальность Башмачкина, доведенная до гиперболы, подготавливает драматические события развязки.

В этом Башмачкине много по-детски ранимого: неспособность к самообслуживанию, нестойкость и страх перед новыми, незаученными ситуациями. И это совершенно не вяжется, казалось бы, с его могучим ростом: артист весь спектакль проводит на ходулях. В прологе зритель не сразу распознает, в чем дело: Башмачкин спит на гипертрофированно высокой кровати лицом к стене, с подсогнутыми ногами, но когда наступает утро и он свешивает ноги в кукольных ботиночках на конце ходулей, оказывается, что его нетипичный рост и усиленная худоба вкупе с длинным париком, нацепленным на лысину, и накладным носом-картошкой сильно отличают его от других людей, делают Иным – и оттого еще более уязвимым и нелепым недотепой.

У него под ногами вечно вьется приземистая заботливая Хозяйка его бедняцкой квартиры – закоптелой каморки, она же уборщица Марьюшка в департаменте, с курительной трубочкой, из которой идет дымок в виде ваты (Наталья Рычкова). И некто под именем Кто-то, похожий на спятившего соседа коммуналки, он же – наглый и токсичный начальник департамента (Семен Штейнберг). Неприметный до поры до времени портной Петрович (Алексей Чернышев), спрятанный в «шалаш» из сукна, расположился с краю, как паук. Он практически вынуждает Башмачкина отдать деньги на новую шинель, отказываясь латать старую. И он же – совсем не добренький, как в повести, – обернется Значительным лицом, отказавшим Башмачкину в защите, когда тот останется ни с чем после ограбления карикатурными и оттого еще более противными злодеями.

Сергей Шайдаков – Башмачкин играет выдающуюся роль: актер очень мало говорит, больше улыбается блуждающей улыбкой. Но внутри спрятаны мучения человека, органически не способного постоять за себя, не готового отвечать на насилие. Идеальная жертва алчного и бездушного мира, кроткий агнец в волчьей пасти.

В сегодняшних московских интерпретациях эта «Шинель» может составить пару моноспектаклю Николая Рингбурга – его играют в том числе на сцене независимого театра «КукLab». Кукольному чуду, где даже кукла Башмачкина с седым хохолком на голове, в крошечном мундире и с канцелярским пером в руке сделана с такой жалостливой выразительностью, что при одном взгляде на нее щемит сердце. 


Читайте также


Франсуа Озон спрашивает "Что случилось осенью"

Франсуа Озон спрашивает "Что случилось осенью"

Наталия Григорьева

По мнению французского режиссера, не все грибы одинаково полезны

0
1068
 В РАМТ впервые поставили спектакль по новой книге Дмитрия Данилова "Пустые поезда"

В РАМТ впервые поставили спектакль по новой книге Дмитрия Данилова "Пустые поезда"

Елизавета Авдошина

Дорожные истории

0
1043
Христе Фриланд прочат триумф

Христе Фриланд прочат триумф

Данила Моисеев

Политик украинского происхождения может ненадолго стать премьером Канады

0
2364
Максим Виторган сыграл врача-психиатра

Максим Виторган сыграл врача-психиатра

Елизавета Авдошина

В независимом театре Леонида Робермана состоялась премьера спектакля "Ночь нежна"

0
2505

Другие новости