0
4551
Газета Культура Интернет-версия

01.06.2025 19:08:00

"Конек-Горбунок" прорвался в Большой

Балет поставил хореограф Максим Петров

Тэги: большой театр, премьера балета конек горбунок, родион щедрин, максим петров, рецензия


большой театр, премьера балета конек горбунок, родион щедрин, максим петров, рецензия В движении героев швыряет от шаблонного кабацкого разгула к классическим фигурам. Фото Михаила Логвинова / Большой театр

В Большом театре прошла премьера балета Родиона Щедрина «Конек-Горбунок». Выбор этого сочинения не удивителен: Валерий Гергиев – друг и почитатель музыки композитора, в Мариинском театре идут все сочинения Родиона Контантиновича для сцены. К тому же «Конек-Горбунок» был написал для Большого театра, здесь прошла его мировая премьера.

Впервые же балет под названием «Конек-Горбунок» появился на сцене Большого театра в 1866 году. Это был перенос четырехактной постановки Артюра Сен-Леона на музыку Цезаря Пуни ровно через два года после ее премьеры на Императорской сцене в Санкт-Петербурге. В 1901 году пятиактный вариант по Сен-Леону в Москве представил Александр Горский. Версии по Горскому на музыку Пуни до середины ХХ века ставили в столице еще несколько раз, последнее представление состоялось 1 июня 1952 года.

Когда в Большом театре возникла идея нового балетного превращения сказки Петра Ершова, Дмитрий Кабалевский рекомендовал дирекции в качестве композитора студента 4-го курса Московской консерватории Родиона Щедрина. Из молодых да умелый, Щедрин не боялся шутить в музыке и при этом всерьез интересовался русским фольклором.

Премьера нового балета «Конек-Горбунок» состоялась в марте 1960 года. Балетмейстером стал Александр Радунский, за 12 лет до того участвовавший в возобновлении по Горскому как сопостановщик и исполнитель роли Хана (с XIX века повелось, что царя во избежание нежелательных ассоциаций заменял хан). Критика встретила спектакль неоднозначно, обвиняя то в недостатке «яркой и смелой образности», то в отсутствии «свежего решения проблемы русского танца в балете». Однако он стал счастливым для многих участников. Для молодого Владимира Васильева партия Иванушки – одна из первых ярких и успешных, к тому же запечатленных на экране (в 1961 году появилась киноверсия с участием Васильева и Майи Плисецкой). Хотя Плисецкая не была первой исполнительницей партии Царь-девицы, именно в работе над этим балетом они со Щедриным познакомились, чтобы никогда уже не расстаться. Партитуру балета автор посвятил Майе Плисецкой – его «неземной Жар-птице».

Спектакль Радунского выдержал 126 представлений, последнее прошло в мае 1976 года. В 1999 году Большой театр представил помпезную, но неудачную постановку балетмейстера Николая Андросова.

В сплоченную команду создателей версии 2025-го вошли дирижер-постановщик Павел Клиничев (на первом представлении за пульт встал Валерий Гергиев), балетмейстер и автор либретто Максим Петров, режиссер-постановщик Антон Морозов, художник-постановщик Юлиана Лайкова, художник по свету Константин Бинкин, художник по видеоконтенту Игорь Домашкевич, соавтор либретто и ассистент постановщиков Богдан Королёк.

Как и положено сказке, у нее имеется присказка. В занавесе видна крошечная дверца. Возникший у рампы Конек-Горбунок пытается войти, да неприметная дверь наглухо заперта. Недолго думая, Конек таранит оказавшийся бумажным занавес, что твой Петрушка в культовом балете Фокина-Бенуа.

На исходе первой четверти XXI века у балетного Конька новый функционал. Почти как у всемирной паутины. «Фантастическое существо, путешественник сквозь миры» открывает эти самые миры мечтателю Ивану. Легко разрывая занавес, он, очевидно, и прорывается в один из таких миров – «в сказочную Россию, прямиком в пшеничное поле». Далее все по тексту, от сюжетной канвы авторы в целом не отступают.

На сцене темная ночь, на небе громадные черно-серые звезды, на всех героях черно-серые костюмы. Горбунок (Георгий Гусев) постоянно на сцене, но виртуальное существо поначалу никто не замечает. Увидев в Иване (Владислав Лантратов) «такого же мечтателя и фантазера, как он сам», Конек «открывается ему и предлагает дружбу». Пока подвыпившие братья развлекаются с девицами в черном, Конек являет Ивану чудо – стаю жар-птиц во главе с Царь-девицей (Анастасия Сташкевич), которая (тут от сказки отступили) тоже является в птичьем облике. Дальше перо, кража коней и путешествие в Град-столицу.

Во второй сцене под названием «Ярмарка» на монотонном серо-белом фоне кордебалет исполняет бесконечно длинный танец, никак не вызывающий ассоциаций с ярмарочным гуляньем. На девушках серые платья и серые кокошники. Юноши же и вовсе в костюмах, откровенно напоминающих спецодежду цирковых униформистов. Правда, на сером фоне заметны красные вставки. Если верить художнику-постановщику, «все пронизывает вышивка», мир спектакля «расшит и раскрашен, витиеватый узор запутывает нас все больше и открывает новые смыслы». Из зала, однако, деталей не разглядеть. Вышивки, которых в спектакле действительно немало, возможно, причудливы и мастерски выполнены, но зритель этого не видит и новые смыслы (если они и есть) не считывает.

На ярмарочной площади появляется Конюший (Иван Поддубняк), ему отдан Цыганский танец. На сером фоне отрицательный персонаж сразу выделяется – он единственный в красном (если не считать, конечно, кордебалет жар-птиц).

В светлице Царя все белоснежное – от простыней и подушек до одежд Ключницы (Анастасия Меськова) в подобии голландского чепца, мамок (девичий кордебалет отчего-то в головных сеточках а-ля итальянский Ренессанс) и самого Царя (Вячеслав Лопатин), живущего по принципу «вот поели, теперь можно и поспать».

Белыми медузами (очень красивыми, хотя жемчужная вышивка на белом фоне необыкновенного кроя пачек тоже скрадывается) выглядят сирены в подводном царстве, мрачно названном в нынешней версии «Дном».

Серебряная гора (пристанище жар-птиц), напротив, представляет собой почти черное неопределенной формы образование, вызывающее скорее ассоциации с неким ценнейшим продуктом, собираемым обычно в местах массового гнездования пернатых.

Не так чтобы эффектна и сцена с котлами. Их здесь целых три. Никто туда не прыгает. Аккуратненько спускаются по лестнице вроде тех, что имеются в бассейнах.

В музыке Щедрина специалисты особо выделяют меткость портретных зарисовок. Визуальные и хореографические образы в спектакле этим похвастаться не могут. Нет ни одного целостного, логично развивающегося по ходу действия пластического образа. В движении героев швыряет от шаблонного кабацкого разгула к классическим фигурам, от плясовых клише к бесконечным пируэтам, жете, арабескам или довольно примитивному комикованию. Кастинг в спектакле идеальный. Но прекрасным танцовщикам-актерам нечего делать – ни в танце, ни в игре. Даже сказочное существо Конек-Горбунок не в силах им помочь. 


Читайте также


"Идите в ковчег – ты и вся твоя семья…"

"Идите в ковчег – ты и вся твоя семья…"

Дарья Михельсон

В театре "Современник" поставили спектакль по мотивам книги "Дневник Анны Франк"

0
943
Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Наталия Григорьева

Анна Пересильд, Милош Бикович и Ирина Горбачева сыграли персонажей Льюиса Кэрролла в современной России

0
3288
Опускаем луну, не задавите солистку!

Опускаем луну, не задавите солистку!

Марина Гайкович

В новой постановке романтического "Вольного стрелка" обнаружилась изрядная доля фарса

0
3101
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
2796

Другие новости