1
15609
Газета Интернет-версия

12.02.2018 00:01:00

Российско-китайские отношения нуждаются в ручном управлении

Торгово-экономические связи должны взять под личный контроль лидеры обеих стран

Юрий Тавровский

Об авторе: Юрий Вадимович Тавровский – профессор Российского университета дружбы народов.

Тэги: россия, путин, китай, си цзиньпин, новая эпоха, стратегическое партнерство, торговля, экономика, ручное управление


россия, путин, китай, си цзиньпин, новая эпоха, стратегическое партнерство, торговля, экономика, ручное управление Доверительные отношения Владимира Путина и Си Цзиньпина – пример для российских и китайских предпринимателей. Фото Reuters

«Новая эпоха социализма с китайской спецификой», утвержденная XIX съездом КПК, на самом деле началась на пять лет раньше – с приходом к руководству партией и государством Си Цзиньпина (соответственно в ноябре 2012-го и марте 2013 годов). Прошедшие с тех пор пять лет стали лучшим периодом отношений КНР и Российской Федерации и тоже заслуживают названия «новая эпоха». Практически одновременное (январь 2013 года) возвращение в Кремль Владимира Путина позволило не просто объединить усилия руководителей двух стран-партнеров, но и добиться эффекта синергии. При этом Путин и Си исходили не только из взаимного чувства симпатии, сходства возраста и жизненного опыта. Недаром за это время они встречались более 20 раз, а Си нанес шесть визитов в Москву – небывалая для Пекина цифра в отношениях с мировыми державами.

На интенсивность встреч и переговоров повлияли в первую очередь  интересы национальной безопасности, четко обозначившиеся к тому времени. Неприемлемость для Запада существования России и Китая, двух огромных, мощных и все более неподвластных Вашингтону держав-цивилизаций, привела к резкому усилению политики сдерживания, которая стала принимать все более опасные формы. Вопреки собственным долгосрочным интересам Запад все сильнее подталкивал Москву и Пекин к наполнению отношений стратегического партнерства все новым содержанием. Координация позиций по взрывоопасным проблемам международной жизни, совместные военные учения на земле, в море и космосе, поставки ранее недоступного Китаю российского оружия – это далеко не полный перечень новых форм взаимодействия. Не ограничиваясь реагированием на военно-политический натиск с Запада, обе державы занялись созданием новой финансовой системы, позволяющей выйти из-под диктата доллара.

Продвижение вперед двусторонних связей фиксировалось в документах, которые подписывались Путиным и Си после наиболее значимых переговоров. За пять лет к изначальной формулировке «стратегическое партнерство» добавились новые определения, и теперь она поменялась на  «российско-китайские отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства». С учетом все более тесного взаимодействия вооруженных сил, включая даже такие чувствительные области, как противоракетная оборона, некоторые эксперты в скобках добавляют такое определение: «с элементами союзнических».

Следующий серьезный шаг в наращивании стратегического партнерства – это создание в той или иной форме военно-политического союза. Руководители обоих государств неоднократно повторяли, что не готовы к его установлению. Но они делали это в конкретных условиях в определенное время. Теперь же условия быстро меняются. Новая военная стратегия Вашингтона провозгласила Китай и Россию главными врагами Соединенных Штатов. О том, что это не пустые слова, свидетельствуют чуть ли не ежедневные сообщения о подтягивании к границам России и Китая новых дивизий, противоракетных систем и авианосных групп, о проведении все более провокационных учений. Готовятся новые дискриминационные шаги в области финансов и торговли, равные объявлению экономической войны.

На сближение России и Китая могут повлиять события ближайших месяцев. Это может быть начало войны на Корейском полуострове. Это может быть провозглашение «независимости» тайбэйскими властями под влиянием антикитайских политиков в Вашингтоне. Это может быть «случайное» столкновение американских и китайских военных кораблей или самолетов в районе Южно-Китайского моря, перерастающее в выдвижение основных сил в район конфликта. Это может быть нападение украинской армии на непризнанные республики Донбасса и последующее вовлечение российской регулярной армии с одной стороны и войск НАТО – с другой. Это может быть что-то еще, что способно проверить на прочность российско-китайские партнерские отношения и заставить Москву и Пекин подумать о военно-политическом союзе.

Новый раунд встреч Путина и Си, который начнется весной, наверняка будет держать вопросы безопасности в центре внимания. Стратегические договоренности двух президентов и верховных главнокомандующих с военной дисциплиной выполняют силовики обеих держав. Здесь нет никаких проблем. Вместе с тем объективному наблюдателю очевидно, что российско-китайские отношения столкнулись с серьезным противоречием.

«Наверху тепло, внизу холодно» – так сформулировали его китайские специалисты. Очень верное наблюдение: встречи и беседы лидеров двух стран очень плодотворны, координация внешнеполитических позиций по мировым проблемам вызывает зависть у наших противников, люди в погонах с обеих сторон общаются часто и все более доверительно. Но в торговле и экономическом взаимодействии все идет, как говорится, ни шатко ни валко.

Товарооборот в 2017 году с трудом достиг 80 млрд долл. Работа дюжины межправительственных комиссий не дает ощутимых результатов. Создание зоны свободной торговли все откладывается и откладывается. Масштабные совместные проекты строительства высокоскоростной магистрали Москва–Казань, создания тяжелого вертолета и широкофюзеляжного самолета остаются на стадии согласований, уточнений, обсуждений. Никак не получается превратить финансовые системы двух стран в «сообщающиеся сосуды», обеспечить переток капиталов, переход на работу в национальных валютах. Невозможно избавиться от мысли, что создавшаяся заминка носит не временный, а системный характер. Сохранение «холода внизу» неизбежно повлияет на «теплый верх». Там оптимальный температурный режим пока поддерживается благодаря политической воле Путина и Си, понимающих важность двусторонних отношений в условиях угроз национальной безопасности. Напрашивается вопрос: а что, если часть этой политической воли применить и в области торгово-экономических отношений?  

Почему хотя бы на некоторое время не прибегнуть к личному участию лидеров, к ручному управлению? В конкретных политических условиях как России, так и Китая этот способ очень эффективен и применяется как во внутренней, так и внешней политике.

Президент Путин активно вмешивается в управление делами не только правительства, но и крупных финансово-экономических групп, лично руководит не только формулированием ключевых внешнеполитических и военных решений, но и ходом их реализации. Председатель Си также играет решающую роль в подготовке и осуществлении важнейших решений – от долгосрочной стратегии «Китайская мечта» до регулирования китайско-американской торговли. Достаточно вспомнить его поездку в апреле 2017 года в резиденцию президента Дональда Трампа «Мар-а-Лаго». Согласованный в ходе встречи план торгово-экономических мероприятий, рассчитанный на 100 дней, был выполнен китайскими чиновниками точно в срок. Еще более наглядным примером стал ноябрьский ответный визит Трампа в Пекин, из которого он увез срочно скомпонованный пакет соглашений и контрактов на 253 млрд долл. Ни у кого в мире не возникло сомнений, что этот пакет приказал создать лично глава китайского государства.

Если российско-китайские отношения так же важны, как и российско-американские или китайско-американские, то в них тоже пора применить ручное управление. На полках кабинетов в Кремле и Чжуннаньхае скопилось немало папок с подписанными документами, реализацию которых затягивают по разным причинам министры и чиновники рангом ниже. Советники и мозговые центры разработали немало новых прорывных проектов взаимодействия. Но без личного вмешательства двух сверхвлиятельных деятелей все эти возможности так и останутся только на бумаге.

Лидеры обеих стран должны взять торгово-экономические отношения под свой контроль, назначив личных представителей с обширными полномочиями. Они очень многое могут сделать ради того, чтобы в двусторонних отношениях началась новая эпоха.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Андрей 13:01 12.02.2018

Всё что делается в КНР в серьезных вопросах, таких как отношения с Россией, делается только по указанию Си. И если что-то не делается, то тоже по указанию Си. Декларирование дружбы на бумаге, совершенно не означает дружбы в действительности. Здесь я полностью согласен с Храмчихиным. Дружба с китайцами чревата такими непредсказуемыми последствиями, что нам русским и не снилось. Не раскрывайте объятия тому кто с хитрой восточной улыбкой и холодными глазами, декларирует о дружбе навека.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1104
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1318
Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Владимир Скосырев

Москва и Дели подтверждают курс на укрепление сотрудничества

0
1520
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1489

Другие новости