Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси (в центре) избран председателем Африканского союза. Фото Reuters
В Кремле сообщили о предстоящем проведении первого в истории нашей страны саммита Россия–Африка. Лидерам африканских государств и руководителям крупнейших субрегиональных экономических объединений континента направлены соответствующие приглашения за подписью президента РФ Владимира Путина и президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси, который недавно был избран председателем Африканского союза.
Саммит состоится в Сочи 24 октября. На нем обсудят ключевые мировые проблемы, вопросы многостороннего и двустороннего взаимодействия наших стран во всех областях. В рамках встречи будет проведен экономический форум, который откроют лидеры России и Египта.
Идет напряженная подготовка этого мероприятия, создан авторитетный организационный комитет. В рамках прошедшего в Санкт-Петербурге Международного экономического форума с большим успехом была проведена панельная сессия «Россия–Африка». Участники дискуссий отмечали, что сопряжение потенциалов стран Африки и России способно не только дать импульс их развитию, но и серьезно повлиять на расклад сил в мире.
Идея саммита Россия–Африка возникла достаточно давно, в 1989 году, в ходе первого визита министра иностранных дел нашей страны в государства Африки южнее Сахары (Черной Африки). Мне довелось участвовать в переговорах Эдуарда Шеварднадзе, и я хорошо помню, что африканские лидеры подчеркивали свою убежденность в том, что встреча в верхах позволит Москве выйти на новое качество взаимодействия со странами континента, усилит ее международный авторитет.
Приходится сожалеть, что последовавшие сложные, неоднозначные события в нашей стране и в мире затормозили развитие связей России с африканскими государствами. Примечательно, однако, что и в этот период наши африканские коллеги и друзья тепло вспоминали и неизменно высоко оценивали вклад СССР в освобождение континента от колониальной зависимости и укрепление экономики молодых независимых государств. С помощью Москвы было построено более 1,5 тыс. объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства, социальной сферы.
Высшее образование в СССР получили порядка 60 тыс. африканцев. К этому следует добавить свыше 240 тыс. рабочих и специалистов, прошедших различные виды подготовки на объектах сотрудничества. Многие руководители, представители бизнеса, ученые стран Африки говорят по-русски, что, конечно, упрощает для нас ведение дел и создает благоприятную обстановку для достижения взаимопонимания.
В последнее время наше взаимодействие снова набирает обороты. Так, в 2018 году товарооборот России со странами Африки возрос с 17,4 млрд до 20,4 млрд долл. Отечественный экспорт вырос на 18,1%, импорт из стран континента увеличился на 11,1%.
Формируется новое качество делового взаимодействия. Пример – Египет. В свое время с нашей технической помощью в АРЕ было сооружено 94 предприятия в сфере энергетики, промышленности, строительства, сельского хозяйства, в том числе Высотная Асуанская плотина, Хелуанский металлургический завод.
Сегодня египтяне предложили российской стороне новый, более масштабный формат сотрудничества – создание совместной крупной промышленной зоны со специальным, льготным налогообложением и хорошей инфраструктурой. Этот объект может стать символом нашего взаимодействия со странами континента в ХХI веке.
Важно отметить, что Африка и Россия – это две самые богатые «кладовые» Земли. Минеральные и энергетические ресурсы планеты распределены по странам и континентам неравномерно, и мы являемся двумя наиболее обеспеченными в ресурсном отношении частями мира.
На страны Африки приходится порядка 30% мировых запасов минеральных ископаемых, в том числе 83% мировой добычи платины, 45% – алмазов, 40% – золота, 47% – кобальта, 43% – палладия, 42% – хрома. Доля нашей страны (с учетом Арктической зоны) – свыше 25% по минеральным ископаемым, мы располагаем также порядка 20% энергетического потенциала планеты. Номенклатуры полезных ископаемых Африки и России имеют немало различий. Оба партнера дополняют друг друга в плане поставок на мировые рынки сырьевых товаров.
На обозримую перспективу Россия может испытывать дефицит по ряду полезных ископаемых, которые добываются в Африке. Помимо этого важно учитывать, что в силу особенностей залегания полезных ископаемых и других факторов доходность вложений в добывающую промышленность в Африке значительно выше, чем в других регионах мира, а стоимость добытой продукции – существенно, зачастую на 20–30% ниже.
<< ОКОНЧАНИЕ НАЧАЛО НА СТР. 9
В целом на Россию и Африку приходится примерно 50–52% всего ресурсного потенциала Земли. Это объективно ведет к наличию у нас совпадающих подходов в вопросах организации мирового хозяйства. При этом Африка – один из стимуляторов мирового экономического развития. Темпы роста ВВП там составляют примерно 5%, что превышает среднемировой показатель.
Африка – еще и самый «молодой» континент. Возраст 43% африканцев не превышает 15 лет, только в одной Нигерии каждый год рождается детей больше, чем во всем Европейском союзе. Ситуация в социальных вопросах меняется к лучшему. Снижается детская смертность. С 1950 года средняя продолжительность жизни африканцев увеличилась на 16 лет.
Существенным является и политический вес африканских стран, на долю которых приходится более четверти всех членов ООН. В разворачивающейся схватке за использование ресурсного потенциала и формирование политического миропорядка ХХI века объективно интересы Африки и России по многим направлениям смыкаются.
В последние годы на Африканском континенте очень активно действуют Китай, США, Индия и ряд других стран. Будем откровенны: имеются признаки нашего отставания. Так, объем торговли Китая со странами Африки в восемь раз превышает наши показатели, тогда как три десятилетия назад товарооборот был примерно одинаковым.
Основные сложности в работе на африканском рынке заключаются в следующем. Получению концессии или контракта на поставку товаров и услуг в африканских странах предшествует кропотливая подготовительная работа: проведение большого числа презентаций достоинств предлагаемой продукции или услуг. Все это сопряжено с крупными стартовыми затратами, которые, кстати, могут в дальнейшем и не окупиться.
Как показывает опыт, успех на африканском рынке сопутствует в основном тем, кто располагает мощной государственной поддержкой и масштабными финансовыми возможностями.
Сегодня в России на африканском направлении работают различные госструктуры, общественные объединения, бизнес-группы. Они немало делают для поддержки и продвижения в страны Африки нашего экспорта. Однако все они не имеют достаточного потенциала для решения задачи динамического наращивания нашего финансово-экономического присутствия в Африке в обстановке все более острой конкуренции.
Как представляется, необходимо рассмотреть вопрос создания единого, компактного государственного органа, к компетенции которого будут отнесены вопросы торгово-экономических и финансовых связей с Африкой, а также тематика оказания странам континента всех видов помощи. В «генетическом» отношении это мог бы быть своего рода наследник Государственного комитета по внешнеэкономическим связям (ГКЭС), под эгидой которого в Африке шло в свое время строительство промышленных и инфраструктурных объектов, продвигалось отечественное оборудование и машины. Естественно, должны быть учтены изменения общественно-политической и экономической системы в нашей стране.
У России есть исторический шанс закрепиться на континенте, который будет играть особую роль в ресурсном обеспечении, экономическом развитии ХХI века, в глобальной и региональной политике. Важно не упустить этот шанс.
комментарии(0)