0
1385
Газета Экономика Интернет-версия

10.04.2001 00:00:00

Наследство дедушки Витте

Тэги: дорога, магистраль, мпс, юбилей


ПРИ ВСЕМ ТОМ, что кто-то на Западе до сих пор относит Россию к странам с нерыночной экономикой, торговля у русских в крови. Более того, именно благодаря развитию мировой торговли, мирового рынка Россия и возникла, а после - неоднократно возрождалась из пепла.

Немного истории. Киевская Русь появилась на европейской карте в конце IX века, сразу в качестве самого большого государства, несмотря на значительное (в несколько веков) техническое и экономическое отставание от западных соседей. Земли восточных славян интегрировались вдоль международного торгового пути "из варяг в греки". Цель ясна: совместное извлечение выгоды. Но крестоносцы соединили главные порты Ближнего Востока с Западной Европой напрямую, а главный порт на пути "из варяг в греки" - Константинополь - разрушили. Русь перестала быть великой торговой державой, а потому и вовсе перестала быть.

Аналогичен и цикл развития Московии. Вновь русские земли стали объединяться вдоль Большого серебряного пути, соединявшего Великий Новгород с Нижним, а далее проходившего по Волге через Орду и по Каспию до Ирана. Именно этим путем и попал некогда тверской купец Афанасий Никитин в Индию.

Если первым собирателем земель российских считается князь Владимир Красное Солнышко, а звание второго оспаривают Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван Великий, то третьим мы должны были бы по праву назвать Сергея Витте. Профессиональный железнодорожник, в разное время побывавший министром путей сообщения, министром финансов и премьер-министром Российской империи, человек этот войн не вел и народов не покорял. Зато он построил самую длинную в мире железную дорогу - Транссибирскую. Почему же вдруг собиратель? При нем Россия занимала одну шестую часть суши и не распадалась, как теперь.

Увы, о нашем времени и речь. Ведь различие между видным государственным деятелем и великим в том, что первый делает то, о чем после не стыдно вспомнить самому, а второй - то, о чем с благодарностью вспоминают далекие потомки. Дорога, построенная Сергеем Юльевичем на рубеже XIX и ХХ столетий, ровно век спустя стала силой, не позволяющей ныне России распасться и дающей ей надежду на возрождение.

Грузопотоки, как реки, - иногда меняют русло. И теперь, по всем прогнозам, как раз должно произойти такое событие. Специалисты считают: в XXI веке основной поток грузов пойдет между Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Пока большая их часть доставляется морем. Однако отправители грузов ищут более быстрых и дешевых путей. А ведь доставка грузов по железной дороге на такое расстояние произойдет более чем вдвое быстрее и примерно на треть дешевле. Вот почему мировая торговля только и ждет, когда через Евразийский континент проляжет наконец единая трасса.

Есть, конечно, идея возрождения Великого шелкового пути. Проект с таким названием активно лоббируется во многих странах. Однако главный недостаток его как раз в большом количестве стран-участниц. Слишком уж много границ придется пересекать и слишком много "горячих точек" миновать. Между тем, добираясь по тому же адресу севернее, можно пересечь всю Евразию в пределах одного-единственного государства - была бы дорога.

А дорога у нас есть уже ровно сто лет. Причем дорога эта по праву считается лучшей в мире. Только за последние годы, несмотря на кризис, МПС России вложило миллиард долларов в модернизацию Транссиба, поскольку уверено - затраты окупятся. Благодаря им в ближайшее время будет завершена полная электрификация и информатизация магистрали. Таким образом, с помощью систем спутниковой и оптоволоконной связи, управляемых новейшими компьютерами на всем пути следования груза по российской территории владелец сможет не упускать его из виду. Это особенно важно, поскольку аккуратные и законопослушные иностранцы питают некоторое недоверие к транзиту через Россию в силу "особенностей русского менталитета".

Пропускная способность нашего главного дальневосточного порта Находка не безгранична. А потому российские железнодорожники готовятся принимать грузы непосредственно по суше. С Китаем и Монголией проблем нет. Ответвления от Транссиба протянулись через эти страны еще в начале ХХ века. Однако сегодня на повестку дня стал вопрос о стыковке наших дорог с корейскими и японскими.

В настоящее время проект предусматривает строительство мостов либо тоннелей под проливами, отделяющими Сахалин от материка и от самого северного японского острова Хоккайдо, взамен действующих паромов. Пока, говорят в МПС, мнение большинства экспертов склоняется в пользу мостов. Окончательное решение будет принято уже в этом году. А потому транспортные строители продолжают реконструкцию и достраивают магистраль и на острове, и на континенте с тем, чтобы после осталось лишь их состыковать. И произойдет это еще в текущем десятилетии.

Что до корейского направления, то его планируется освоить в ближайшие два-три года. Договоренности об этом уже достигнуты президентом Владимиром Путиным, а также главой МПС Николаем Аксененко в ходе их визитов в эту страну. Южная Корея заинтересована не только во включении своих железных дорог в единую евразийскую систему, но и в выплате Россией 300-миллионного долга. Россия готова за свой счет в уплату этого долга восстановить и реконструировать путевое хозяйство КНДР и употребить свое влияние на Пхеньян, чтобы тот открыл свою границу для транзитных грузов.

Со своей стороны, Северная Корея крайне заинтересована в транзитной торговле, сулящей немалые выгоды, в восстановлении железных дорог. Однако она опасается принимать помощь Юга, а нейтральная и доброжелательная Россия - дело иное. Как только все формальности будут соблюдены и все необходимые работы выполнены, через весь полуостров проляжет единая трасса Пусан-Находка. Транссиб свяжет таким образом все страны Дальнего Востока с Европой.

Как видим, новый проект российских железнодорожников, уже получивший название "Восток-Запад", абсолютно аналогичен по значению, хотя и несравним по масштабам с путем "из варяг в греки" или Большим серебряным путем. Извлечь из него выгоду можно лишь при условии единства страны и порядка в ней. Выгода же очевидна. Миру все меньше нужны наши соболя, наши ракеты, наша нефть. Да и для самих все это поберечь стоит. Однако Россия вновь получила исторический шанс стать мировым лидером транзитной торговли и упускать его, похоже, не намерена.

Вот когда нам по-настоящему пригодилось наследство дедушки Витте. И как тут не сказать спасибо его "душеприказчикам" - четырем поколениям российских железнодорожников, сохранившим и приумножившим это наследство в течение всего страшного ХХ века и вовремя доставившим его 150 миллионам наследников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3025
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3449
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2524
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4464

Другие новости