0
1265
Газета Экономика Интернет-версия

22.08.2002 00:00:00

Двойное испытание на прочность

Тэги: нефтепровод, транснефть, наводнение, испытание


Испытание для трубы

В случае с нефтепроводом Баку-Новороссийск подвергались испытанию на прочность и качество строительства, и надежность созданных инженерных технических сооружений, и эффективность служб устранения аварий. По статистике "Транснефти", 22% аварий трубопроводов происходит из-за заводских дефектов труб, а 31% - из-за строительного брака. Ни того, ни другого не было отмечено. Но одновременно с этим в какой-то степени испытание на прочность проходил и весь стратегический проект развития в Южном регионе России внутренне интегрированной системы транспортировки нефти по магистральным трубопроводам на экспорт. И он эту проверку прошел.

Речь идет не только о собственно российской нефти, но и о ее транзитных потоках из сопредельных государств региона Каспия. Ежегодно "Транснефть" пропускает по своим трубопроводам, помимо российской нефти, около 2,5 млн. тонн азербайджанской и 13-17,5 млн. тонн казахстанской. В нынешнем году, как ожидается, совокупная выручка "Транснефти" от прокачки нефти через свои трубопроводные системы будет равна 2622,6 млн. долл. Из этой суммы выручка от прокачки нефти через сеть "Черномортранснефти" должна составить 110 млн. долл., от транзита казахстанской нефти, который невозможно обеспечить без нормального функционирования северного маршрута (Баку-Тихорецк-Новороссийск), - 247,9 млн. долл., от азербайджанского нефтяного транзита - 20,2 млн. долл.

Перспективы российского нефтяного экспорта и нефтепроводного транспорта на юге страны значительно масштабнее. Объем прокачки нефти "Транснефтью" неуклонно возрастает и будет возрастать. По данным компании, он составил 314,8 млн. тонн в 2000 г. и 342,7 млн. тонн в 2001 г. По прогнозу инвестиционной компании "Атон", в 2002 г. он достигнет 370,27 млн. тонн, в 2003 г. - 397,46 млн. тонн. Грузооборот (776 млрд. тонно-км в 2001 г.) увеличится при этом до 838 млрд. тонно-км в 2002 г. и 900 млрд. в 2003 г.

Стихия и глобальная экономика

Деятельности "Транснефти" на юге России специфическую важность придает геоэкономический фактор - та острая борьба за контроль над транзитом экспортной каспийской нефти, которая уже идет и, вне сомнений, приобретет еще большую остроту в самые ближайшие годы. Сумеет ли Россия направить потоки транзитной нефти к своим терминалам или останется в стороне, ограничившись лишь малой частью возможного - относительно незначительными объемами нефти, которая будет транспортироваться из российского северного сектора Каспия, и уже согласованными поставками с месторождений Казахстана?

В развертывающейся в регионе Каспия борьбе за геоэкономические цели на весы кладется все. В том числе и фактор надежности существующих, строящихся и проектируемых трубопроводных систем, а также вопрос об их воздействии на окружающую среду. Не случайно политики из тех стран, которые выступают за альтернативные российским варианты транснациональных нефтепроводов из Каспийского региона (Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса-Одесса-Броды), делают акценты на загрязнении Черного моря в зоне российских нефтеналивных терминалов и на опасности экологической катастрофы в проливе Босфор.

Точно так же экологическая карта постоянно разыгрывается в межгосударственных спорах по поводу принципов раздела Каспийского моря и освоения углеводородных ресурсов его шельфа. Разумеется, этот вопрос принципиально важен сам по себе, и потому экологи и общественность усиливают нажим на нефтетранспортников. Достаточно указать, например, на их пристальный интерес к строительству нефтеналивных терминалов на российской Балтике, к проектам дальневосточного направления, к экологической стороне освоения углеводородных ресурсов Арктики. Но порой вопрос о надежности и безопасности нефтепроводных систем для окружающей среды превращается всего лишь в козырь, который вытаскивается из рукава в подходящий момент.

Проверка, которую успешно прошли нефтепроводы "Транснефти" во время недавних природных катаклизмов на юге страны, имеет значение, выходящее за рамки технической стороны дела. Надежность уже функционирующих трубопроводных систем - важный довод в переговорах о строительстве новых трансконтинентальных нефтепроводов для российской нефти. Таких, как проекты Ангарск-Перевозная, а также "Дружба-Адрия" и Бургас-Александропулос с выходом к Средиземному морю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2501
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3135
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2330
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4118

Другие новости