Фото Reuters
Последние несколько лет авиапроисшествия нередко встряхивают информационные сводки, а иногда даже на два-три дня определяют федеральную повестку. В этом потоке событий достаточно четко стал прослеживаться такой след: внутреннее воздушное пространство, активно осваиваемое частной малой авиацией и вертолетами, практически бесконтрольно. Это провоцирует серьезную общественную опасность, включая беспрецедентные террористические угрозы.
Ретроспективно напомним некоторые резонансные и трагические случаи «самодеятельности» в воздухе, которые не удалось скрыть.
8 августа 2015 года над Истринским водохранилищем произошло столкновение вертолета Robinson и гидросамолета Cessna, который выполнял несанкционированный полет для отдыхающих. В результате девять жертв. В начале июля 2015 года в ночное время, запрещенное для полетов, неизвестный вертолет взбудоражил город Серпухов Московской области. Нарушители спокойствия не установлены. В декабре 2012 года на территорию, подконтрольную Минобороны России в Солнечногорском районе Подмосковья, залетел и потерпел крушение вертолет Robinson бизнесмена Федора Царева. Три человека погибли. Взлет и маршрут движения воздушного судна не были согласованы с органами организации воздушного движения. Наконец, март 2012 года ознаменовался эпическим побегом заключенного из тюрьмы Вологодской области на угнанном сообщниками вертолете Ми-2. Это событие должно было дать щелчок по носу не только ФСИН.
Очевидно, что большинство несанкционированных полетов заканчивается без трагедии, поэтому их количество и долю в общем числе полетов установить невозможно. Однако такие вылеты, в том числе пилотами в нетрезвом состоянии, не становятся от этого общественно безопасными. Не вызывает сомнений и утверждение, что санкционирование воздушного полета не является гарантией от авиакатастрофы, которую, например, потерпел 9 января 2009 года на Алтае вертолет Ми-171 с VIP-охотниками на борту, методично отстреливавшими из комфортных условий краснокнижных архаров. Показателен случай, когда катастрофа Boeing 737 в Казани 17 ноября 2013 года обнажила замалчиваемую проблему федерального значения – незаконную выдачу летных лицензий. «На земле» аналогом этой проблемы до недавнего времени являлась массовая покупка лицензий на право управления автотранспортными средствами.
Приведенные выше наиболее резонансные авиапроисшествия, а также многочисленные аварии местного значения подчеркивают абсолютную бесконтрольность внутреннего воздушного пространства и устойчивую на протяжении десятков лет беспомощность либо беспечность Росавиации в наведении элементарного порядка.
Аксиоматичен тезис о том, что в интересах государства надо держать внутреннее воздушное пространство прозрачным, но четко контролируемым. Так, проведенный 21 июля 2014 года специальный брифинг Минобороны России как оперативный ответ на провокацию с малайзийским пассажирским самолетом, сбитым 17 июля 2014 года над Украиной, показал, что российская армия имеет необходимые системы мониторинга, по крайней мере приграничного воздушного пространства.
Охватывает ли эта система всю территорию страны – неизвестно. Если возможности военных позволяют контролировать внутреннее небо, то почему армейские истребители не вылетают на перехват неопознанных учреждениями Росавиации самолетов и вертолетов, заставляя их совершить вынужденную посадку? Или мы уверены, что такие НЛО не несут никакой военной угрозы по умолчанию?
Хуже обстоит дело, если военные полностью не просматривают внутреннее воздушное пространство, а интересуются только отдельными коридорами. В таком случае российское небо отдано на откуп Росавиации, МВД и МЧС России без какой-либо серьезной страховки. Практика уже указала на неспособность Росавиации решать проблемы. Тогда заниматься правонарушениями в небе и принуждениями должны органы МВД России? Действительно, полицейский вертолет достаточно быстро доставил из Коломны в Москву Орхана Зейналова, совершившего в октябре 2013 года резонансное убийство в Бирюлеве, однако прецедентов перехвата авиапарком МВД несанкционированных вылетов гражданской авиации или пьяных пилотов в истории современной России не значится.
По сравнению с гарантированной невозможностью несанкционированного проникновения на территорию России извне степень свободы внутри воздушного пространства остается достаточно высокой. И соответственно высоким является его потенциал для организации террористических атак. Это грубо противоречит реалиям нынешнего времени.
А если бы истринский гидроплан в составе эскадрильи нескольких легкомоторных самолетов и вертолетов захватили (купили) террористы, нагрузили взрывчаткой, потом совершили несанкционированный полет и сбросили бы самодельные бомбы прямо на Истру либо протаранили бы этот город, подлетая с разных сторон? Трудно переоценить общественный резонанс и последствия такого беспрецедентного теракта, который при современной безответственности, к сожалению, весьма реален. Все армейские международные игры, продвигаемые Россией, сразу на этом закончились бы. Такая акция обнулила бы национальную безопасность и предрешила судьбу высших институтов власти.
На сегодняшний день в организации дорожного движения намного больше порядка, чем в воздухе. Во внутреннем воздушном пространстве свободы для недобросовестных аэроклубов и пилотов оказывается даже больше, чем у рядового пользователя в Интернете. Неужели, чтобы начать раз и навсегда наводить порядок во внутреннем воздушном пространстве, мы должны дождаться сообщений о воздушном налете боевиков из организации N на город M с комментариями Росавиации о том, что эти полеты были не санкционированы?