Фото Reuters
Вчера на форуме «Россия зовет!» в Москве продолжилась дискуссия между Министерством финансов и руководителями нефтяной отрасли России о возможности дополнительного изъятия денег у нефтяных компаний для пополнения государственного бюджета будущего года. С точки зрения министра финансов Антона Силуанова, рост инвестиций в развитие производства нефтяными компаниями свидетельствует о том, что у них появились «лишние деньги». А раз появились, то их надо немедленно отобрать.
Стремление Минфина постоянно увеличивать налоговую нагрузку на реально работающие производственные предприятия является одним из главных факторов ухудшения инвестиционного климата в России. Особенно налоговая нестабильность вредит нефтяной промышленности страны, где срок реализации проектов исчисляется десятилетиями, а сроки окупаемости инвестиций очень велики. При этом налоговая нагрузка на нефтяные компании в России – одна из самых высоких в мире и намного превышает налоговую нагрузку на другие отрасли промышленности страны.
В своем выступлении на форуме председатель правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин сказал: «Наша принципиальная позиция состоит в том, что ключевые изменения в моделях роста должны быть связаны со стабильной налоговой системой. На современном этапе налоговая система должна носить универсальный характер. Разница в фискальных режимах для различных отраслей у нас просто необъяснимая: от 1 до 82%, как у нас, в нашей компании».
Анализ финансовых результатов деятельности крупнейших нефтяных компаний России за последние три года показывает, что девальвация рубля не принесла нефтяникам никаких дополнительных доходов. Почему же они вынуждены увеличивать инвестиционные программы? Дело тут не в «лишних деньгах», которые обнаружил министр финансов Силуанов, а в жесткой необходимости бороться с санкциями со стороны США и ЕС.
Не секрет, что экономические санкции, введенные США и ЕС против России за противодействие государственному перевороту в Украине, в первую очередь направлены против наших нефтяных компаний. Более 45% нефти в России добывается с применением гидроразрыва пластов (ГРП), но оборудование для проведения ГРП первым подпало под санкции. Почти все это оборудование сейчас производится в США, и его поставка в Россию запрещена.
Для того чтобы сохранить добычу, российским компаниям приходится восстанавливать производство оборудования для ГРП. Сама технология ГРП и оборудование были разработаны в 1960-е годы в СССР, но в начале 1990-х годов это производство было ликвидировано. Сейчас его приходится создавать заново.
Другим крупнейшим направлением инвестиций является создание технологий и оборудования для разведки и разработки месторождений углеводородного сырья на Арктическом шельфе. Здесь мы традиционно, еще с советских времен, делали ставку на импортное оборудование. Поэтому приходится фактически создавать новую отрасль промышленности. Есть и другие виды продукции, производство которых приходится восстанавливать в условиях санкций.
Учитывая огромные инвестиции, которые нефтяные компании России вкладывают в развитие промышленности страны и в импортозамещение, правительство должно было бы дать нефтяникам налоговые каникулы, а не ухудшать налоговый режим. Эти инвестиции дают огромный мультипликативный эффект и обеспечивают работой 3 млн человек.
Предположим, что предложения министра финансов будут приняты и налоги на нефтянку будут увеличены. К чему это приведет? Во-первых, все 600 нефтяных компаний России будут вынуждены пересмотреть все свои инвестиционные программы. Это немедленно нанесет мощный удар по экономике страны, резко сократит налогооблагаемую базу и в конечном итоге увеличит дефицит государственного бюджета. Во-вторых, в ближайшие годы это приведет к падению добычи нефти в России на 30 млн т в год, то есть на 5%. Такая попытка пополнения госбюджета скорее напоминает диверсию.
И неудивительно, что не только сами нефтяники, но и министр экономического развития Алексей Улюкаев заступился за нефтяной сектор, заявив, что дополнительная налоговая нагрузка на отрасль даст налоговый минус бюджету в будущем. «Упражнение по НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и экспортной пошлине убивает традиционные месторождения. В 2018 году у нас будет минус налоговый. Я даже не говорю про инвестиции, про компании. Я говорю просто про потери бюджета. Зачем нам своими руками создавать потери бюджета будущих периодов?» – отметил министр в ходе дискуссии на форуме «Россия зовет!».