Фото пресс-службы РЖД
Российские власти много лет обещают создать выгодный транспортный коридор из Европы в Азию. Однако особых успехов в этом направлении не видно. На Транссибе регулярно сходят с рельсов грузовые составы. А завершение инфраструктурного проекта «Модернизация БАМа и Транссиба» откладывается. Между тем Китай наращивает поставки своих товаров в Европу по собственным железнодорожным маршрутам. Проверка Счетной палаты (СП) показала, что выделенные из Фонда национального благосостояния (ФНБ) деньги используются не по назначению.
«Завершение работ по ряду объектов, предусмотренных к вводу в эксплуатацию в 2016 году, финансирование которых осуществляется в том числе за счет средств ФНБ, не было обеспечено», – заявил аудитор (СП) Валерий Богомолов по результатам проверки железнодорожной монополии.
Так, по итогам 2016 года уровень технической готовности 16 объектов, ввод в эксплуатацию которых был предусмотрен еще в 2015 году, составил от 2 до 50%. В связи с низким уровнем выполнения работ на объектах строительства завершение реализации мероприятий инфраструктурного проекта перенесено с 2017 на 2019 год.
В нарушение положений Градостроительного кодекса компанией РЖД в 2016 году принимались и оплачивались строительно-монтажные работы по 13 объектам без наличия утвержденной проектно-сметной документации. На 10 объектах строительно-монтажные работы проводились без наличия разрешений на строительство. Такие нарушения были выявлены Счетной палатой в ходе проверки использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей».
Вместо финансирования строительства средства ФНБ размещались в банках. Сумма дохода ОАО «РЖД» в виде процентов от размещения средств ФНБ на счете в ВТБ за 2015–2016 годы составила 7,3 млрд руб.
Аудиторы СП выяснили, что компания РЖД нередко заключала контракты с подрядчиками без конкурса. В 2016 году компания РЖД без проведения конкурсных процедур заключила договоры на сумму 10 млрд руб., отмечают аудиторы. СП обещает продолжить проверку компании РЖД в рамках проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.