На совещании премьер Дмитрий Медведев так и не сообщил, сколько в стране регионов стоят на грани банкротства. Фото с официального сайта правительства РФ
Правительство объявило, что экономика РФ находится в «уникальной точке» в преддверии долгосрочного роста и что регионам удалось снизить дефицит до минимальных за 10 лет значений. Правда, по оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), в России можно выделить лишь 19 регионов, продемонстрировавших рост в основных секторах экономики. Если же взять данные Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), то выясняется, что в большинстве успешных регионов население все равно балансирует на грани выживания. Исследователи добавляют: более чем в 60% субъектов РФ доля домохозяйств, которым денег хватает только на еду или не хватает даже на нее, превышает 20%.
Если прошлый руководитель Минэкономразвития (МЭР) постоянно искал дно российской экономики, то новый глава ведомства пытается нащупать особую точку, которая будет свидетельствовать о начавшемся долгосрочном росте. И похоже, он ее нащупал.
«Сейчас у нашей экономики очень уникальная точка… Ни структурных дисбалансов, ни перегревов в отдельных сегментах российской экономики не наблюдается», – объявил вчера глава МЭР Максим Орешкин в Харбине накануне открытия IV российско-китайского ЭКСПО. Изменения, произошедшие за последние несколько лет и связанные с адаптацией к новым нефтяным ценам, позволят «иметь длинную волну экономического роста в предстоящие годы», уверил китайскую сторону Орешкин.
Правда, пока не все регионы ощутили, что они находятся в «уникальной точке». На прошедшем в среду правительственном совещании премьер Дмитрий Медведев сообщил, что «в прошлом году региональные бюджеты были исполнены с минимальным дефицитом за 10 лет»: «Дефицит сократился в разы – со 171,5 млрд до 12,5 млрд руб.»
Казалось бы, это хороший результат. Однако в абсолютном выражении объем госдолга продолжает расти, добавил Медведев. «Для целого ряда субъектов долговая нагрузка остается сопоставимой с объемами доходов региональных бюджетов, а в некоторых регионах она превысила доходы бюджетов», – сказал он. Возможность выплатить такой долг, по крайней мере без помощи федерального Центра, вызывает большие сомнения.
Премьер не стал уточнять, сколько конкретно регионов могут де-факто оказаться на грани банкротства. Он лишь добавил: «По состоянию на 1 июня этого года мы отмечаем серьезный рост госдолга в Марий Эл и Псковской области, а в Костромской области и Республике Хакасия государственный долг превышает сумму налоговых и неналоговых доходов почти в полтора раза».
Если же ориентироваться на оценки Standard& Poor’s (S&P), то можно ожидать, что четверть регионов скоро окажутся на грани банкротства. «У 25% российских регионов расходы на обслуживание и погашение долга будут превышать 30% текущих доходов к 2018 году. Согласно накопленной нами международной статистике дефолтов, такой уровень расходов на обслуживание и погашение долга свидетельствует об очень высокой вероятности дефолта», – сообщалось в ежегодном отчете S&P Global Ratings, который был опубликован в декабре 2016-го (см. подробнее «НГ» от 14.12.16).
Количество субъектов РФ, продемонстрировавших рост, падение или нулевую динамику в основных секторах экономики в первом квартале 2017-го в годовом выражении. Источник: Институт комплексных стратегических исследований |
Не все регионы вышли из кризиса. «В первом квартале 2017 года более 40% регионов России столкнулись со спадом в сельском хозяйстве и секторе услуг, более 55% – в строительстве, более 70% – в розничной торговле», – отмечается в аналитическом докладе, который подготовил в начале июня Институт комплексных стратегических исследований, возглавляемый деканом Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова Олегом Виханским.
Проведя расчеты на основе данных Росстата, эксперты ИКСИ смогли выделить 19 регионов с наиболее благоприятной ситуацией в таких основных секторах экономики, как сельское хозяйство, промышленность, строительство, розничная торговля, сфера платных услуг населению. По их данным, в шести субъектах РФ наблюдался рост всех пяти рассматриваемых секторов экономики. Это Белгородская, Иркутская, Кемеровская и Псковская области, Краснодарский край и Дагестан.
Еще в 13 субъектах был рост в четырех секторах. «Среди них преобладают регионы с сельскохозяйственной специализацией (Мордовия, Ставропольский край и т.д.). Вместе с тем есть регионы и с промышленной специализацией (Московская, Ярославская области, Приморский край)», – поясняют в ИКСИ.
Также исследователи перечислили 10 регионов, в которых зафиксирован спад сразу в четырех секторах из пяти: Астраханская, Волгоградская, Смоленская, Ульяновская области, Ненецкий автономный округ, республики Адыгея, Бурятия, Карелия, Коми, Хабаровский край.
Примечательно, что далеко не всегда экономические успехи регионов отражаются на благосостоянии граждан. Например, если наложить на расчеты ИКСИ данные РАНХиГС, то выяснится, что в 12 (или в 63%) из 19 экономически успешных регионов многие граждане находятся буквально на грани выживания.
Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС опубликовал в среду новый выпуск мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения, в котором анализируются в том числе результаты социологических опросов. Из приведенных в мониторинге данных следует, что в конце 2016 года в Кемеровской, Иркутской, Псковской, Вологодской, Ярославской, Костромской областях, Республике Мордовия и Ставропольском крае доля домохозяйств, которым денег хватает только на еду или не хватает даже на нее, составляла от 20 до 30%.
А в Еврейской автономной области, Приморском крае, Республике Алтай, Саратовской области доля таких граждан превышала 30%, причем в Саратовской области она почти достигла 40%. Еще раз уточним: перечисленные регионы на общероссийском фоне оказались, по оценкам ИКСИ, наиболее успешными с экономической точки зрения.
Также РАНХиГС сообщает, что в четвертом квартале 2016 года в среднем по стране 19,7% домохозяйств были субъективно бедными и сообщали, что денег им хватало только на еду или не хватало даже на нее. При этом более чем в 60% регионов уровень субъективной бедности был еще выше, чем 20%. Лучший показатель, по данным исследователей, у Татарстана, где доля домохозяйств, заявивших, что им хватает денег в лучшем случае только на еду, составляла менее 2%. Худший результат – у Удмуртии: доля субъективно бедных достигает почти 54%.
Субъективная бедность значительно отличается от официальных показателей, учитывающих соотношение денежных доходов населения с установленной государством величиной прожиточного минимума. По предварительным данным Росстата, в четвертом квартале 2016-го за чертой бедности находилось около 10% населения РФ, а в целом за 2016 год доля официально бедных в России составила 13,5%.