Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Российские парламентарии вдруг осознали, что налоговая реформа для крупных компаний обернулась потерями для федеральной казны и региональных бюджетов. Право территориально распределенным компаниям самостоятельно определять «направление» налоговых платежей было выдано по ошибке. Об этом вчера объявили спикеры Госдумы и Совета Федерации Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко.
Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин признал вчера ошибкой введение в Налоговый кодекс нормы о консолидированной группе налогоплательщиков (КГН), из-за которой, по его словам, регионы получили «сплошные изъятия». «Консолидированная группа налогоплательщиков – это ошибка, которая была допущена. Более того, не просчитали последствия. Сейчас у нас огромное количество регионов обращается с тем, чтобы как-то сбалансировать бюджеты, именно из-за того, что у них нет четкой прогнозируемости», – заявил Вячеслав Володин на заседании Совета законодателей в понедельник. Он предложил к 2019 году скорректировать законодательство.
Жестко высказалась по этой теме и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Надо проанализировать, во что нас втравили. Почему с введением, казалось бы, такой правильной меры в итоге федеральный бюджет и большинство субъектов потеряли налог на прибыль. Так во что, в какую аферу государство втравили?» – спросила Матвиенко, обращаясь к представителям правительства, участвовавшим в заседании. По ее мнению, пока регионы не знают, получат они в полном объеме компенсацию за потерю региональных доходов либо какую-то часть, которую определит Минфин.
Консолидированная группа налогоплательщиков – это добровольное объединение организаций для уплаты налога на прибыль с учетом их общего финансового результата. Преимуществом создания КГН для компаний называют снижение суммы налога на прибыль в связи с тем, что участники группы (дочерние на 90% компании) могут суммировать прибыли и убытки каждой из «дочек».
КГН начали функционировать с 2012 года, когда действовало 11 групп, объединявших 197 организаций. К 2014 году количество КГН увеличилось до 16, а число участников – почти до 400.
Группы созданы такими крупнейшими российскими компаниями, как «Газпром», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Северсталь», «Новатэк», «Мечел». Число групп с 2014 года не растет из-за того, что губернаторы сразу забили в колокола, обратив внимание правительства на падение поступлений в региональные бюджеты, был введен мораторий на создание новых групп и включение новых участников, который действует до 1 января 2018 года.
Минфин раньше не соглашался с региональными руководителями, по его расчетам, от введения механизма консолидированной группы налогоплательщиков 53 региона даже выиграли, а более половины потерь пришлось на Москву и Ханты-Мансийский автономный округ.
Ранее на круглом столе в Совфеде приводили такие цифры потерь от функционирования КГН, основанных на данных Федеральной налоговой службы за 2012–2016 годы: было определено, что этот институт привел к снижению поступлений в консолидированные бюджеты регионов на 8, 16, 65, 126 и 78 млрд руб. в каждый из годов соответственно.
Аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин считает, что речь идет не о потерях бюджета, а скорее о перераспределении поступлений. По его словам, в результате введения КГН у некоторых регионов выросли поступления по налогу на прибыль, а в других они сократились. «Главной идеей введения КГН была борьба с созданием искусственных центров прибыли. Ставилась цель более справедливо поделить прибыль там, где она генерируется», – сказал Штогрин.
Эксперты сообщают, что некоторые регионы также использовали режим КГН в своих интересах, «переманивая» налоги. «Возможность злоупотребления правом в рамках механизма КГН – это искусственное перемещение налоговой базы холдинга между субъектами РФ, в том числе, иногда стимулируемое регионами за счет установления пониженной налоговой ставки. То есть налоговая база холдинга перемещается в регион, где ставки ниже и регион с более высокой налоговой ставкой недополучает налоги», – сказал «НГ» советник «Первой Юридической Сети» Денис Горулев. Иногда регионы делали это под определенные компании, то есть пониженный налог на прибыль вводился только для участников КГН, да еще действующих в определенной сфере. Например, Архангельская область в 2014 году ввела вместо обычных 20% на прибыль 13,5% для участников КГН, занимающихся добычей алмазов и оптовой торговлей драгоценными камнями. Не секрет, что такой деятельностью в Архангельской области занимается АЛРОСА.
Вчера министр финансов Антон Силуанов пообещал дополнительно проработать вопрос о возможности продления моратория на создание новых КГН. Вероятно, он прислушается к предложению спикера Госдумы поработать над вопросом в течение 2018 года, чтобы принять поправки в закон в 2019-м. Налоговые эксперты «Деловой России» считают, что в 2019 году страну ждут и другие налоговые новации.
«В год президентских выборов ставки основных налогов не увеличат, но с 2019 года повышение НДС и снижение страховых взносов просматривается», – заявил председатель совета директоров «Градиент Альфа» Павел Гагарин. – Реализовываться налоговый маневр будет по модели «22/22» – повышение НДС с 18 до 22% и снижение страховых взносов с 30 до 22%».
По словам Гагарина, в 2018 году Минфин закончит объединение IT-систем налоговой и таможенной служб. «Это поможет отследить всю цепочку прохождения товаров – от границы до конкретного потребителя – и позволит собрать налоги с тех доходов, которые сегодня государство не видит. Единая информационная система поможет пресечь многие налоговые схемы, в первую очередь таможенные «карусели» и серый импорт», – сказал Гагарин.