Отслужившие свой срок автобусы по-прежнему преобладают на отечественных дорогах. Фото PhotoXPress.ru
Угроза жизни детей при перевозке их на старых автобусах сохранится еще минимум на полгода – вступление в силу постановления о запрете организованных перевозок детей автобусами старше 10 лет перенесли уже в пятый раз, теперь до июля 2018 года. Время, выделенное на подготовку к нововведениям, в теории должно помочь улучшить безопасность пассажиров, но пока что от очередного переноса выигрывают лишь перевозчики, не желающие расставаться со своими прибылями.
Нельзя не отметить, что сейчас, впервые за пять лет, в многолетнем законотворческом процессе все же начались подвижки. В конце 2017 года новую отсрочку резонансного пункта постановления № 1177 впервые приняли с условием разработки специального графика поэтапного введения запрета эксплуатации старой техники. С ветхими автобусами планируют прощаться постепенно, разделив процесс по регионам и по виду транспорта. В первую очередь запрет начнет действовать для автобусов, рассчитанных на небольшое количество пассажиров, а затем и для крупного туристического транспорта. Сначала его планируется ввести в Москве и Санкт-Петербурге, а позже и в других регионах.
В Минтрансе пока не определились с точными сроками поэтапного введения, но чиновники рассчитывают на апрель 2018 года для небольших автобусов и на октябрь – для крупных автобусов в столицах. Остальным регионам придется подождать до октября 2019 года.
Между тем одних намерений для изменения ситуации недостаточно. По факту детей продолжают возить по стране на старых, исчерпавших свой ресурс автобусах. Число аварий с участием такого транспорта в России ежегодно растет. Автопарки частных компаний продолжают стареть. Как результат – использование выработавшего свой эксплуатационный ресурс транспорта для перевозки пассажиров все чаще приводит к трагедиям.
Так, в августе 2017 года старый автобус из-за внезапно отказавших тормозов упал в Керченский пролив. В аварии погибли 19 человек. А в октябре столкновение Mercedes с поездом при переезде железнодорожных путей унесло жизни 16 человек. Выяснилось, что у 26-летнего автобуса неожиданно сел аккумулятор. В регионах почти каждую неделю происходят подобные ДТП – с меньшими последствиями, но от этого не менее опасные.
Чрезвычайные ситуации со старыми автобусами продолжились и в новом году. Уже в начале января экскурсия в Петербург для 30 школьников из Барнаула чуть было не обернулась трагедией – в автобусе вдруг начался пожар, и дети едва успели покинуть салон, прежде чем 19-летняя машина выгорела дотла. На этот раз детям повезло, и все обошлось лишь потерей вещей и документов – часть юных пассажиров даже не успели забрать свои сумки.
А 14 января уже в Москве автобус, также перевозивший школьников, попал в аварию. Причиной стал пожар в моторном отсеке, после которого автобус врезался в другой автомобиль. По счастливой случайности дети остались целы.
Подобные случаи снова и снова демонстрируют, что в сегменте автобусных перевозок существуют серьезные проблемы, и если не заняться их решением, такое везение в конце концов может закончиться.
Между тем примеры, когда региональные власти и компании-перевозчики ответственно относятся к транспортировке детей и избавляются от автохлама, не дожидаясь официального вступления постановления в силу, в стране также имеются. Так, недавно муниципалитеты Тверской области получили 23 новых школьных автобуса, которые выйдут на школьные маршруты в 18 сельских районах. «На протяжении нескольких лет мы осуществляем плановую работу по модернизации школьного автопарка. В 2016–2017 годах регион приобрел 119 единиц транспорта. Мы договорились выполнять федеральные нормативы по обеспечению качества и безопасности перевозок детей. Сегодня на территории Тверской области нет школьных автобусов старше 10 лет», – отметил губернатор региона Игорь Руденя.
Есть основания полагать, что пятая отсрочка все же станет последней, а дифференцированный подход заставит тот же Минтранс и другие профильные министерства отнестись к этому вопросу предельно серьезно. Теперь общественность ждет от чиновников четкого графика, разработанного с учетом безопасности детей и создания эффективной защиты их здоровья и жизни. Коммерческим же перевозчикам, в свою очередь, тоже стоит подумать именно об этом, а не о комфортном получении сверхприбылей от многолетнего использования в рейсах старых автобусов.
комментарии(0)