Строительство «Турецкого потока» идет полным ходом. Фото с сайта www.gazprom.ru
Правительство Турции выдало России разрешение для морской укладки второй нитки «Турецкого потока». В «Газпроме» объявили, что обе нитки газопровода будут введены в эксплуатацию в срок. Правда, для такого оптимизма пока нет оснований. Ведь, как ранее отметил глава МИД РФ Сергей Лавров, для второй нитки нужны «железобетонные гарантии Еврокомиссии». Но их нет. Кроме того, нет гарантий и от самой Турции, что она окончательно разрешит еще и сухопутную укладку второй нитки. Эксперты не исключают повторения с «Турецким потоком» той же истории, которая ранее случилась с «Южным потоком».
Реализация проекта «Турецкий поток», предполагающего строительство двух ниток мощностью 15,75 млрд куб. м каждая, идет полным ходом, сообщают в «Газпроме». Строительство ведется одновременно на трех участках: на берегу в России и Турции, а также в Черном море. На морском участке уложено более 760 км суммарно по двум ниткам: первая нитка рассчитана на турецких потребителей, вторая – на Южную и Юго-Восточную Европу. В Турции начались работы на строительной площадке приемного терминала. Такие достижения перечисляются в пресс-релизе концерна.
Более того, «Газпром» получил «все необходимые разрешения» со стороны правительства Турции для укладки второй нитки газопровода в Исключительной экономической зоне и территориальных водах Турции, сообщили в пятницу в компании. «Теперь абсолютно точно обе нитки газопровода будут запущены в эксплуатацию в срок, до конца 2019 года», – приводит пресс-служба слова главы «Газпрома» Алексея Миллера.
Но такая «абсолютно точная» уверенность кажется странной. Особенно на фоне тех заявлений, которые в минувший понедельник сделал глава МИДа Сергей Лавров. Отвечая на вопросы журналистов, министр сказал: «Пока строится только первая нитка непосредственно для потребителей в Турции. Вторая будет строиться, только если мы получим железобетонные гарантии Еврокомиссии относительно того, что они не выкинут такой же номер, как это произошло с «Южным потоком» в отношении Болгарии, которая, кстати, сейчас опять готова рассмотреть возможность принять к себе вторую нитку «Турецкого потока». Мы будем готовы на любой вариант при 100-процентных гарантиях Еврокомиссии, что он не будет сорван».
Но таких железобетонных гарантий Еврокомиссии нет: судьба второй нитки вне территории Турции туманна. И самое главное – точно так же пока нет особой ясности с сухопутной укладкой второй нитки по территории непосредственно Турции. Осенью прошлого года глава Минэнерго Александр Новак говорил лишь о том, что российская сторона пока только надеется на скорейшее согласование протокола о строительстве сухопутной части второй нитки (см. «НГ» от 23.10.17, 31.10.17).
«Турецкий поток» преподносился как альтернатива другому проекту – нереализовавшемуся «Южному потоку». В конце 2014 года президент Владимир Путин объявил об отказе РФ от строительства «Южного потока». «С учетом позиции Еврокомиссии, которая не способствует реализации этого проекта… С учетом того, что мы до сих пор не получили разрешения от Болгарии, мы считаем, что Россия в этих условиях не может продолжать реализацию данного проекта… Начать стройку в море, подойти к болгарскому берегу и остановиться – это просто нелепо», – пояснил тогда Путин.
Все это было сказано в Анкаре на пресс-конференции с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Там же Путин заявил о готовности «построить еще одну трубопроводную систему, для того чтобы обеспечить растущие потребности турецкой экономики, а если будет признано целесообразным – создать на турецкой территории, на границе с Грецией, дополнительный газовый хаб для потребителей в Южной Европе».
И до определенного момента Турция грезила газовым хабом, а российское руководство гордилось, что смогло дать пощечину европейским чиновникам. Однако реализация альтернативного проекта тоже забуксовала.
Сначала переговоры затягивались из-за разногласий по поводу цен на газ. Затем отношения России и Турции резко ухудшились после того, как в ноябре 2015-го турецкие военные сбили над сирийской территорией российский Су-24. Путин назвал это «ударом в спину» и предупредил Анкару о последствиях. Россия приняла ограничительные меры в отношении Турции, и это коснулось в том числе «Турецкого потока», проект был заморожен. Только спустя полгода Москва и Анкара вернулись к переговорам и наконец осенью 2016-го подписали межправительственное соглашение. Строительство началось в мае 2017-го.
Весьма вероятно, что выдача Анкарой разрешений на морскую укладку второй нитки потока – это часть тех сложных уступок, на которые в последнее время шли обе страны в экономических, политических и военных сферах. Однако даже сейчас, когда, казалось бы, кризис отношений позади, говорить о 100-процентном успехе проекта все равно рано. Особенно если учесть, что проект «Турецкого потока» все чаще выглядит как инструмент шантажа, которым пользуются в Анкаре. Ранее Эрдоган заявил, что Турция не только сотрудничает с Россией, но и рассматривает другие газовые проекты – в частности, по поставкам туркменского газа в Европу через свою территорию.
Из чего следовало, что Турция заинтересована в реанимации Транскаспийского газопровода, строительству которого много лет противилась Москва, не желая конкурировать с дешевым туркменским газом. Евросоюз, Баку и Ашхабад считали, что для прокладки трубопровода по дну Каспия достаточно согласия стран, по территории которых он будет проходить. Позиция России и Ирана была иной: до решения вопроса по правовому статусу Каспия проект может быть реализован только с согласия всех пяти прикаспийских государств (см. «НГ» от 31.10.17).
В конце прошлого года каспийский вопрос сдвинулся с мертвой точки (см. «НГ» от 07.12.17, 28.12.17). Как сообщил Лавров по итогам совещания глав МИДов, страны Прикаспийского региона достигли согласия по правовому статусу Каспия, теперь следующее слово должны сказать президенты. В случае окончательного подписания конвенции строительство трубопровода по дну Каспия будет согласовываться теми странами, по секторам которых он пройдет. И тогда Ашхабаду нужно будет договориться только с Азербайджаном и Ираном. Россия из обсуждения выпадет, что будет на руку Турции, разрешившей теперь Москве морскую укладку второй нитки потока.
Но перспективы Транскаспийского газопровода пока можно оставить за кадром. Потому что и без него у России немало проблем. «Пока речь вообще не идет о реальном строительстве второй нитки «Турецкого потока», – замечает директор экспертной группы VETA Дмитрий Жарский. Хотя, как пояснил «НГ» эксперт, наличие разрешения на морскую укладку может все же стать той отправной точкой, от которой «Газпром» будет отталкиваться в дальнейших переговорах с Еврокомиссией.
«В этой ситуации уже очень много зависит от самих европейских стран на юго-востоке: если они все же решат, что закупать российский газ им выгоднее, и смогут договориться с действующими противниками России, то строительство второй нитки может стать вполне реальным уже в ближайшее время», – поясняет Жарский. Но насколько убедительными с точки зрения Еврокомиссии окажутся доводы юго-восточных европейских стран?
«Безусловно, определенные риски того, что вторая нитка «Турецкого потока» окажется невостребованной и повторит судьбу «Южного потока», существуют, – говорит аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Александр Собко. – Однако тут следует помнить, что для этого трубопроводного маршрута в целом очень велики уже понесенные затраты, связанные с подготовкой «Южного потока». Во-первых, готова подводящая инфраструктура по территории России. Во-вторых, для «Южного потока» уже были закуплены трубы, которые теперь могут быть использованы для прокладки «Турецкого потока». В этих условиях дополнительные траты связаны только с арендой трубоукладчика для прокладки второй нитки газопровода – вероятно, на такие риски «Газпром» может пойти, ведь дополнительные расходы относительно невелики, а в случае успеха и продления второй нитки «Турецкого потока» по территории ЕС этот проект, если уже сейчас будет укладываться вторая нитка на морском участке, может быть реализован оперативней и дешевле».
Как говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев, «работа будет вестись, люди будут зарабатывать, а все финансовые риски возьмет на себя государство».
комментарии(0)